Палеонтология

Ученые нашли ископаемого аннелида возрастом 500 миллионов лет

Исследователи из Королевского музея Онтарио и Университета Торонто описали исключительно хорошо сохранившиеся новые ископаемые останки щетинкового червя, называемого Kootenayscolex barbarensis. Обнаруженный в породах возрастом 500 миллионов лет из Мраморного каньона в Национальном парке Кутеней в Британской Колумбии, новый вид помогает уточнить наше понимание происхождения головы в аннелидах, очень разнообразной группе животных, которая включает сегодняшних пиявок и дождевых червей.

«Аннелиды представляют собой чрезвычайно разнообразную группу животных как в их анатомии, так и в образе жизни», — говорит Карма Нанглу, кандидат наук Университета Торонто, а также исследователь Королевского музея Онтарио и ведущий автор исследования. «В то время как это разнообразие делает их важной и эволюционно интересной группой для изучения, оно также затрудняет понимание того, как выглядел древний аннелид».

Аннелиды встречаются почти во всех морских средах от гидротермальных отверстий до коралловых рифов и открытого океана, а также включают в себя более эволюционные производные виды, обитающие на суше. Несмотря на то, что в современной среде их довольно много, их древнюю эволюционную историю, в частности происхождение их голов, очень трудно установить из-за относительно плохой сохранности окаменелостей.

Соавтор д-р Жан-Бернар Карон, старший куратор палеонтологии беспозвоночных в Королевском музее Онтарио, доцент кафедры экологии и эволюционной биологии и наук о Земле и научный руководитель Нанглу, сказал: «В то время как отдельные части из аннелидных челюстей и некоторых аннелидных трубок хорошо известны в летописи окаменелостей, сохранение их мягких тканей чрезвычайно редко. Вам нужно исследовать поистине исключительные месторождения ископаемых, например, найденные в районе Берджесс-Шейл, чтобы найти хорошо сохранившиеся окаменелости. Даже там они зачастую плохо сохраняются, и многие из описанных в настоящее время видов еще недостаточно изучены».

Одной из ключевых особенностей червя Kootenayscolex barbarensis является наличие волосяных щетинок на голове, которые привели ученых к предложению новой гипотезы относительно ранней эволюции головы в аннелидах. «Как и другие щетинковые черви, у Kootenayscolex есть спаренные пучки волосяных щетинок, распределенных по телу, это на самом деле одна из диагностических особенностей этой группы животных», — добавил Карма Нанглу.

«Однако, в отличие от любых живых форм, эти щетинки также частично покрывали голову, особенно вокруг рта. Этот новый вид окаменелостей, по-видимому, предполагает, что голова аннелида развивалась из задних сегментов тела, у которых были пары пучков щетинок, и это гипотеза, поддерживает биологию развития многих современных видов аннелид».

Kootenayscolex barbarensis является частью группы животных, называемых аннелидами (или «кольчатыми червями»). У него были две длинные сенсорные структуры на голове, называемые пальпами, с небольшой медиальной антенной между ними. Его тело было покрыто мясистыми придатками со щетинками, называемыми параподиями. Эти структуры используются для движения. Изображение: Jean-Bernard Caron © Royal Ontario Museum

Кембрийский период (541-485 миллионов лет назад) представляет собой первый случай, когда большинство групп животных появляются в летописи окаменелостей, однако многие виды часто имеют морфологию, которая очень отличалась от их современных родственников. «Связывание новых открытий окаменелостей, таких как Kootenayscolex, с более глубоким пониманием процессов развития представляет собой мощный инструмент для исследования этих уникальных морфологий и, в конечном счете, возникновения современного разнообразия животных», — говорит доктор Карон.

«508 миллионов лет назад Мраморный Каньон был в изобилие населен аннелидами», — говорит Карма Нанглу. «Прекрасные анатомические детали, сохраненные в Kootenayscolex, позволяют нам понять не только его эволюцию, но и его образ жизни. Остатки биоматериала, сохраненные в их пищеварительной системе, предполагают, что, как и их родственники в современных экосистемах, эти черви играли важную роль в пищевой цепи путем утилизации органического материала».

Новое название вида аннелида, Barbarensis, было выбрано в честь Барбары Полк Милштейн, которая является волонтером Королевского музея Онтарио и давним сторонником исследования местонахождения окаменелостей мягкотелых морских организмов Берджесс-Шейл.

Больше информации: Current Biology (2018). DOI: 10.1016/j.cub.2017.12.019