Палеонтология

Новый египетский динозавр открывает связь между Африкой и Европой

Когда дело доходит до последних дней динозавров, Африка — это что-то вроде пустой страницы. Ископаемые, найденные в Африке в период времени от 100 до 66 миллионов лет назад, немногочисленны. Это означает, что эволюция динозавров в Африке в основном оставалась загадкой. Но в пустыне Сахара в Египте ученые обнаружили новый вид динозавров, который помогает заполнить эти пробелы — это Mansourasaurus shahinae.

Окаменевшие останки Мансуразавра были обнаружены экспедицией, проведенной группой ученых из Университета позвоночных Мансура (MUVP), которая была проведена под руководством д-ра Хэшама Саллама из Департамента геологии в Университете Мансура, Египет. Саллам является ведущим автором статьи, опубликованной в журнале Nature Ecology and Evolution, в которой упоминается новый вид.

В полевую команду входили несколько его учеников, многие из которых также участвовали в изучении нового динозавра.  По словам Саллама, «открытие и извлечение Мансуразавра было удивительным опытом для команды MUVP. Мне очень нравилось, когда мои ученики участвовали в раскопках, поскольку каждый новый элемент, который мы находили, помогал нам выявить, кто этот гигантский динозавр».

«Mansourasaurus shahinae является ключевым новым видом динозавров и является важным открытием для египетской и африканской палеонтологии», — говорит д-р Эрик Горскак, ​​научный сотрудник по научным исследованиям в полевом музее и автор книги по исследованию. Горскак, ​​который начал работу над проектом в качестве докторанта в Университете Огайо, где его исследования были сосредоточены на африканских динозаврах, добавляет: «Африка остается гигантским вопросительным знаком в отношении наземных животных в конце эпохи динозавров. Мансуразавр помогает нам решить давние вопросы об ископаемых остатках Африки и палеобиологии — какие животные там жили и к каким видам относятся эти животные?»

Осколки динозавров позднего мелового периода в Африке трудно найти — большая часть земли, где их ископаемые могут быть найдены, покрыта пышной растительностью, а не являются обнаженной скалой сокровищниц динозавров, таких как те, что находятся в районе Скалистых гор, пустыне Гоби, или Патагонии. Отсутствие хронологической летописи в Африке разочаровывает палеонтологов, поскольку в то время континенты подвергались массированным геологическим и географическим изменениям.

В течение более ранних времен, на протяжении большей части триасового и юрского периодов все континенты были соединены  вместе как суперконтинент Пангея. Однако в течение мелового периода континенты начали раскалываться и переходить к той конфигурации, которую мы видим сегодня. Исторически сложилось так, что не было ясно, насколько хорошо связаны Африка с другими континетами и Европой в это время — насколько африканские животные могли быть отрезаны от своих соседей и развиваться на своих собственных направлениях. Мансуразавр, как один из немногих африканских динозавров, известных из этого периода времени, помогает ответить на этот вопрос. Анализируя особенности его костей, Саллам и его команда определили, что Мансуразавр более тесно связан с динозаврами из Европы и Азии, чем с теми, кто находится дальше на юге Африке или в Южной Америке. Это, в свою очередь, показывает, что по крайней мере некоторые динозавры могли перемещаться между Африкой и Европой в конце царствования этих животных. «Последние динозавры Африки не были полностью изолированы, вопреки тому, что некоторые ученые предполагали ранее», — говорит Горскак.

Скелетная реконструкция Мансуразавра из позднего мелового периода. Кости, показанные в цвете, — это те, которые сохранены в исходной окаменелости; другие кости основаны на других близких динозаврах. Изображение: Andrew McAfee, Carnegie Museum of Natural History

Мансуразавр принадлежит к Титанозаврам, группе зауроподов (динозавров с длинной шеей, питающихся растениями), которые были распространены во многих частях мира во время мелового периода. Титанозавры известны тем, что в их числе есть самые крупные наземные животные, известные науке, такие как Argentinosaurus, Dreadnoughtus и Patagotitan. Однако Mansourasaurus был умеренным размером для титанозавра, и примерно соответствовал весу африканского слона. Его скелет имеет важное значение, потому что является самым полным экземпляром динозавров, который до сих пор был обнаружен с конца мела в Африке, сохраняя части черепа, нижнюю челюсть, шею и задние позвонки, ребра, большую часть плеча и переднюю конечность, часть задней ноги и кусочки дермальных пластин. Говорит соавтор исследования и палеонтолог динозавров доктор Мэтт Ламанна из Карнегиского музея естественной истории: «Когда я впервые увидел фотографии окаменелостей, моя челюсть упала на пол. Это был Святой Грааль — хорошо сохранившийся динозавр с конца века динозавров в Африке, который мы, палеонтологи, искали долгое время».

Кроме того, участие в исследовании Mansourasaurus принимали эксперты по африканской палеонтологии из других учреждений в Египте и США. Студент МУВП Иман Эль-Даууди сыграл особенно важную роль в анализе нового титанозавра, сделав многочисленные наблюдения за его скелетом. «Объединенные усилия нескольких учреждений по всему миру, не говоря уже о абсолютно ключевой роли, которую играют студенты в этом проекте, в лабораторном анализе, в окончательном анализе и записи результатов, иллюстрируют совместный характер экспедиционных наук сегодня , — отмечает доктор Патрик О’Коннор, соавтор исследования и профессор анатомии в Колледже остеопатической медицины Университета штата Огайо.

Нижняя челюстная кость Mansorasaurus shahinae, Египет. Изображение: Hesham Sallam, Mansoura University

Финансирование исследования Mansourasaurus было предоставлено грантами Университета Мансура, Фонда юрского периода, Фонда Лики, Фонда Национального географического общества / Уэйтта и Национального научного фонда (NSF).

«Открытие редких окаменелостей, подобных этому динозавру-савроподу, помогает нам понять, как существа перемещаются по континентам, и дает нам более глубокое понимание эволюционной истории организмов в этом регионе», — говорит Дена Смит, директор программы в Отделе наук о Земле NSF, который частично финансировал лабораторную часть исследования.

«Удивительно, что наша команда только начинает работать. Теперь, когда у нас есть группа хорошо обученных палеонтологов позвоночных здесь, в Египте, с легким доступом к важным ископаемым местам, мы ожидаем, что темпы открытий ускорятся в последующие годы, — говорит Саллам.