БиологияГенетикаЭкология

Расшифрован геном вымершего тасманийского волка

Тасманийский сумчатый волк (тилацин) или Тасманийский тигр был плотоядным сумчатым животным размером и формой собаки среднего и крупного размера: взрослое животное достигало в длину 180 см от кончика носа до кончика хвоста и было высотой в холке до 58 см.

У него были тигроподобные полосы, расположенные на нижней части спины и брюшной мешочек-сумка, и тасманийский волк был один из немногих сумчатых, у которых имелся мешочек у обоих полов.

Исторически тасманский волк был широко распространен по всей Австралии, прежде чем исчезнуть на материке около 3000 лет назад.

Тасманийская популяция волков стала изолированной из-за роста уровня моря примерно 14 000 лет назад и сохранилось до начала 20-го века.

Европейские поселенцы считали животное угрозой для выращивания овец, и правительство агрессивно нацелилось его на искоренение, предложив щедрое вознаграждение в размере одного фунта за каждое убитое животное.

Следовательно, оставшаяся популяция была быстро истреблена, а последний известный тасманийский тигр умер в зоопарке Хобарта в 1936 году. В 1982 году этот вид был окончательно признан вымершим.

Полная геномная последовательность тасманийского сумчатого волка, полученная от одного из наиболее сохранившихся образцов в мире — 106-летнего животного в музее в Австралии, предоставляет важную новую информацию о биологии этого уникального сумчатого и то, как он эволюционировал.

«Наши результаты обеспечивают первый полный генетический план крупнейшего австралийского хищника-апекса», — сказал руководитель проекта д-р Эндрю Паск из школы BioSciences из Университета Мельбурна, Австралия.

«Геном позволяет нам подтвердить место тасманского тигра в эволюционном дереве. Этот вид принадлежит к сестринской линии к Dasyuridae, семье, которая включает в себя тасманийского дьявола и сумчатых мышей».

Важно отметить, что геном тасманийского тигра также подтвердил плохое генетическое здоровье или низкое генетическое разнообразие, которое испытывало животное до того, как оно было уничтожено.

Тоже самое испытывает тасманийский дьявол, который, как предполагалось, был подвержен генетической изоляции от Австралии в течение последних 10 000-13 000 лет. Тем не менее, анализ генома свидетельствует о том, что оба животных испытывали низкое генетическое разнообразие еще до того, как они стали изолированными на острове Тасмания.

«Мы надеемся, что тасманийский тигр поможет рассказать нам о генетической основе исчезновения, чтобы помочь другим видам», — сказал доктор Паск.

Сохранившееся тело тасманийского волка в Национальном музее Австралии.
Изображение: University of Melbourne / Museums Victoria.

«Поскольку этот геном является одним из самых полных для вымерших видов, технически это первый шаг к возможному «возврату тилацина», но мы все еще далеки от этой возможности».

«Нам еще нужно разработать модель сумчатого животного для размещения генома тасманийского тигра. Но тот факт, что мы теперь знаем тасманийского тигра, что он сталкивался с ограниченным генетическим разнообразием до того, как исчез, означает, что он все равно будет бороться с тасманийским дьяволом, если он снова появится на свет».

«Тем не менее, геном действительно дает важные новые сведения о биологии этого поистине уникального хищника».

Исследователи рассматривают тасманийского сумчатого волка и собаку динго как один из лучших примеров конвергентной эволюции, процесс, когда организмы, которые не связаны тесно друг с другом, эволюционируют, чтобы выглядеть одинаково, в результате необходимости адаптироваться к похожим средам или экологическим нишам.

Они обнаружили, что из-за своей техники охоты и диеты свежего мяса их черепа и форма тела стали похожими, — это процесс, называемый «конвергентной эволюцией». Несмотря на то, что они не связаны родственно, адаптация к окружающей их среде привела к тому, что их внешний вид стал почти идентичным.

Больше информации: Charles Y. Feigin et al. 2018. Genome of the Tasmanian tiger provides insights into the evolution and demography of an extinct marsupial carnivore. Nature Ecology & Evolution 2 (1): 182-192; doi: 10.1038/s41559-017-0417-y