Астрономия и космосПланетология

НАСА нашло большое количество воды в атмосфере экзопланеты

Подобно тому, как детективы изучают отпечатки пальцев, чтобы идентифицировать виновника, ученые использовали космические телескопы Хаббла и Спитцера НАСА, чтобы найти «отпечатки пальцев» воды в атмосфере горячей, раздутой, экзопланеты типа Сатурна, расположенной примерно в 700 световых годах от нас. И они нашли много воды. На самом деле, планета, известная как WASP-39b, имеет в три раза больше воды, чем Сатурн.

WASP-39b может дать новое представление о том, как и где планеты формируются вокруг звезды, говорят исследователи. Эта экзопланета настолько уникальна, что подчеркивает тот факт, что чем больше астрономы узнают о сложности других миров, тем больше нужно узнать об их происхождении. Это последнее наблюдение является значительным шагом вперед к пониманию этих миров.

Хотя исследователи предсказывали, что они скорее всего найдут воду, они были удивлены тем, сколько воды они нашли на этом «горячем Сатурне». Поскольку WASP-39b имеет гораздо больше воды, чем наш знаменитый сосед, он должен был сформироваться по-разному. Количество воды предполагает, что планета действительно развивалась далеко от звезды, где ее бомбардировали много ледяного материала. Вероятно, у WASP-39b была интересная эволюционная история, когда она мигрировала, совершая путешествие по своей планетной системе и, возможно, уничтожая планетные объекты на своем пути.

«Нам нужно смотреть на другие миры, чтобы мы могли понять нашу собственную солнечную систему», — объяснила ведущий исследователь Ханна Уэйкфорд из Научного института космического телескопа в Балтиморе. «Но экзопланеты показывают нам, что образование планет более сложное и запутанное, чем мы думали. И это фантастика!»

Уэйкфорд и ее команда смогли проанализировать атмосферные компоненты этой экзопланеты, которая по своей массе похожа на Сатурн, но отличается многими другими характеристиками. Изучая фильтрацию звездного света через атмосферу планеты команда обнаружила четкие доказательства воды. Эта вода обнаруживается как пар в атмосфере.

Используя телескопы Hubble и Spitzer, команда захватила наиболее полный спектр атмосферы экзопланеты, который можно использовать в современных технологиях. «Этот спектр до сих пор является самым красивым примером того, как выглядит атмосфера экзопланет, — сказал Уэйкфорд.

«WASP-39b показывает, что экзопланеты могут иметь много разных композиций, намного больше, чем есть в нашей солнечной системы», — сказал соавтор Дэвид Синг из Университета Эксетера в Девоне, Великобритания. «Надеюсь, это разнообразие, которое мы видим в экзопланетах, даст нам ключ к пониманию всех способов, которыми планета может сформироваться и развиваться».

WASP-39b, находясь в созвездии Девы, обращается вокруг тихой, похожей на Солнце звезды, называемой WASP-39, один раз в четыре дня. Экзопланета в настоящее время расположена более чем в 20 раз ближе к своей звезде, чем Земля от Солнца. Она всегда повернута к своей звезде одной стороной.

Дневная температура на солнечной стороне доходит до +776 градуса по Цельсию. Мощные ветры переносят тепло с дневной стороны вокруг планеты, сохраняя постоянную ночную сторону планеты почти такой же горячей. Хотя она называется «горячим Сатурном», WASP-39b, как известно сегодня, не имеет колец. Вместо этого, есть атмосфера, свободная от высотных облаков, позволяет ученым всматриваться в ее глубины.

Забегая вперед, Ханна Уэйкфорд надеется использовать Космический телескоп Джеймса Уэбба, который планируется запустить в 2019 году, чтобы получить еще более полный спектр экзопланеты. Телескоп сможет предоставить информацию об атмосферном углероде планеты, который поглощает свет при длинных инфракрасных длинах волн. Понимая количество углерода и кислорода в атмосфере, ученые могут узнать больше о том, где и как формируется эта планета.