АнтропологияЧеловек и общество

Исследователи реконструировали лицо кроманьонского человека

У кроманьонского человека было лицо, покрытое опухолями, а крупное образование на его лбу — вероятно доброкачественная опухоль, вызванная генетическим заболеванием — такой вывод сделала команда французских исследователей в новых результатах своей работы, опубликованных в пятницу.

Скелет «Cro-Magnon 1», мужчина Homo sapiens, датируемый возрастом в 28 000 лет, был обнаружен в 1868 году в пещере Эйзис во французском юго-западном регионе Дордонь.

Чтобы отметить 150 лет с момента открытия, группа исследователей, в том числе антрополог Филипп Шарлье, пересмотрела и подробно изучила останки.

По окончании расследования «мы предложили новый диагноз: он страдал от нейрофиброматоза», — сказал Шарлье.

Нейрофиброматоз — это генетическое заболевание, которое может вызывать развитие доброкачественных опухолей в нервной системе, а также пятна или участки пигментации на коже.

Выводы команды ученых опубликованы в пятницу в медицинском журнале The Lancet.

Череп кроманьонского человека «имеет повреждение на лбу, что соответствует наличию нейрофибромы (опухоли доброкачественной оболочки нерва)», которая нарушила кость, сказал Шарлье.

«Его левый слуховой проход был также поврежден, предположительно, опухолью, которая выросла», — добавил он.

Учитывая поставленный диагноз, «мы осуществили реалистичную реконструкцию лица этого человека среднего возраста с учетом его патологии».

Визуальная криминалистическая реконструкция показывает лицо, покрытое опухолями, в том числе большую на лбу; на его лице много небольших узловых образований, которые были сгруппированы вокруг рта, носа и глаз.

Кроманьонцы  — это ранние представители современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (примерно 40—30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию, кроманьонцы фактически ничем не отличались от современного человека.

Больше информации: Philippe Charlier et al. Did Cro-Magnon 1 have neurofibromatosis type 1?, The Lancet (2018). DOI: 10.1016/S0140-6736(18)30495-1