БиологияЭкология

Исследователи предупреждают о глобальном коллапсе биоразнообразия

Глобальный крах биоразнообразия неизбежен, если мы не предпримем срочных, согласованных действий, чтобы обратить вспять потерю видов в тропиках, согласно крупному научному исследованию, опубликованному в журнале Nature.

В своем документе «Будущее гипердиверсных тропических экосистем» международная группа ученых предупредила, что неспособность действовать быстро и решительно значительно увеличит риск беспрецедентной и безвозвратной потери видов в самых различных частях планеты.

Это исследование является первым докладом высокого уровня о состоянии всех четырех самых разнообразных тропических экосистем мира — тропических лесов, саванн, озер и рек, и коралловых рифов.

Авторы обнаружили, что, хотя тропики покрывают лишь 40% планеты, они являются домом для более чем трех четвертей всех видов, включая почти все мелководные кораллы и более 90% видов птиц. Большинство этих видов больше нигде не встречаются, а миллионы до сих пор неизвестны науке.

«При нынешних темпах описания видов — около 20 000 новых видов в год — можно предположить, что для каталогизации биоразнообразия потребуется не менее 300 лет», — сказал д-р Бенуа Генар, доцент гонконгского университета и автор исследования.

В тропических экосистемах многие виды сталкиваются с «двойной опасностью» причинения вреда как местными антропогенными нагрузками — такими, как вылов рыбы или лесозаготовки, — так и от засух или тепловых волн, связанным с изменением климата.

Ухудшение состояния тропических экосистем также угрожает благополучию миллионов людей на всей планете.

Ведущий автор исследования, профессор Джос Барлоу сказал: «Хотя коралловые рифы покрывают всего 0,1% поверхности океана, они обеспечивают рыбные ресурсы и береговую защиту для 200 миллионов человек. И между ними влажные тропические леса и саванны хранят 40% углерода в земной биосфере и поддерживают осадки в некоторых из самых важных сельскохозяйственных регионов мира».

Хотя выводы являются весьма мрачными, исследование также наметило действия, которые необходимы для изменения здоровья этих жизненно важных экосистем.

Исследователи призвали к постепенным изменениям в усилиях по поддержке устойчивого развития и эффективных природоохранных мероприятий по сохранению и восстановлению тропических сред обитания, которые были домом и последним убежищем для подавляющего большинства видов Земли в течение миллионов лет.

«Судьба тропиков во многом будет определяться тем, что происходит в других местах планеты. Хотя большинство из нас знакомы с воздействием изменения климата на полярные регионы, оно также имеет разрушительные последствия в тропиках — и без срочных действий может подорвать местные природоохранные мероприятия и уничтожить разнообразия видов» — говорят ученые.

«Пятьдесят лет назад биологи ожидали, что они будут первыми, кто найдет новый вид, теперь они надеются не быть последними».

Больше информации: Jos Barlow, Filipe França, Toby A. Gardner, Christina C. Hicks, Gareth D. Lennox, Erika Berenguer, Leandro Castello, Evan P. Economo, Joice Ferreira, Benoit Guénard, Cecília Gontijo Leal, Victoria Isaac, Alexander C. Lees, Catherine L. Parr, Shaun K. Wilson, Paul J. Young, Nicholas A. J. Graham. The future of hyperdiverse tropical ecosystems. Nature, 2018; 559 (7715): 517 DOI: 10.1038/s41586-018-0301-1