Астрономия и космос

Астрономы впервые зафиксировали выброс корональной массы не от Солнца

Впервые было обнаружено звездное извержение, называемое выбросом корональной массы, покинувшее далекую от нас звезду.

Такие вспышки плазмы и заряженных частиц хорошо известны на Солнце и обычно следуют за вспышкой света, называемой солнечной вспышкой. Астрономы ранее обнаруживали вспышки на других звездах, но до сих пор не обнаружили соответствующего выброса корональной массы. Открытие может иметь последствия для перспектив поиска жизни на планетах в других звездных системах.

Выброс, о котором идет речь, относится к вспышке, которая была обнаружена 10 лет назад от гигантской звезды под названием HR 9024 на расстоянии около 450 световых лет от Земли. Звезда примерно в три раза массивнее солнца и в 10 раз больше.

Астрономы нашли доказательства вспышки звезды, используя новый метод анализа данных, полученных с помощью рентгеновской обсерватории Чандра.

Они обнаружили материал, движущийся вверх и вниз по петле плазмы, простирающейся от поверхности звезды во время вспышки, путем измерения доплеровского сдвига рентгеновских лучей — изменения длины волн рентгеновских лучей в качестве материала, перемещаемого в сторону или от Земли. Исследователи увидели больше материала, удаляющегося от звезды после прекращения вспышки, и интерпретировали это наблюдение как выброс корональной массы.

Выброс содержал около 1 миллиарда триллионов граммов материала, что примерно то, что ученые ожидали, основываясь на оценках, экстраполированных из выброса Солнца на более крупные звезды. Но кинетическая энергия взрыва, измеренная скоростью вытекающего материала, была намного ниже, чем ожидалось.

Сильное магнитное поле звезды, возможно, удерживало извержение, предполагают ученые. Они провели компьютерное моделирование, которое показывает, что сильное магнитное поле иногда может действовать как клетка, которая удерживает выброс. Это может помочь объяснить, почему ученые еще не обнаруживали выбросы корональной массы от других звезд.

Больше информации: C. Argiroffi et al. First x-ray detection of plasma motions in a stellar flare and in the associated CME. Cool Stars 20, Boston, August 2, 2018.