Астрономия и космос

Галактика на расстоянии 11,3 миллиарда световых лет от Земли заполнена темной материей

Самые отдаленные звезды в космической Чайке, галактике на расстоянии 11,3 миллиарда световых лет, двигаются слишком быстро, чтобы двигаться под действием силы тяжести галактики.

Вместо этого они движутся так, как будто их побуждает на то невидимая сила, указывая на скрытое присутствие темной материи, говорит астрофизик Вероника Мотта из Университета Вальпараисо в Чили и ее коллеги на сайте arXiv.org.

Астрономы использовали радиотелескопы Атакама (ALMA) для измерения скорости газа через диск в отдаленной галактике, от центра до расстояния приблизительно 9800 световых лет. Они обнаружили, что звезды галактики ускоряются по мере удаления от центра галактики.

Это очень странная установка для большинства орбитальных объектов — когда планеты вращаются вокруг звезды, например, самые отдаленные планеты движутся медленнее всего. Но ускорение отдаленных объектов может быть объяснимо, если в дальних уголках галактики доминирует темная материя, которая ускоряет процесс.

Находка команды ученых контрастирует с недавним утверждением, что в таких далеких галактик не хватает темной материи.

Эта идея исходит из исследования 2017 года астронома Рейнхарда Гензеля из Института внеземной физики Макса Планка в Гаршинге, и его коллег, которые обнаружили, что у более 100 далеких галактик медленные звезды находятся по краям, а более быстрые звезды расположены ближе к центру.

«Мы наблюдали примерно на том месте, где мы должны увидеть поворотный момент —  от быстрых до медленных звезд, если он существует, говорит Вероника Мотта. «Но нам нужно расширить исследование, чтобы получить больше информации».

В следующем году ее команде будет предоставлено больше времени с телескопом ALMA, чтобы продолжать исследования отдаленных галактик.

V. Motta et al. The ‘Cosmic Seagull’: A highly magnified disk-like galaxy at z~2.8 behind the Bullet Cluster. arXiv:1808.02828v1. Posted August 8, 2018.