Палеонтология

В Китае найден новый вид доисторических короткохвостых птиц

Палеонтологи нашли хорошо сохранившийся полный скелет короткохвостой птицы, которая жила 127 миллионов лет назад (раннемеловая эпоха) в северо-восточном Китае.

Древняя птица, получившая название Jinguofortis perplexus, имела массу тела 250 грамм, размах крыла около 70 сантиметров и уникальную комбинацию признаков.

«У этой ископаемой птицы была челюсть с маленькими зубами, как у их родственников — динозавров тероподов», — говорит д-р Чжунхэ Чжоу, исследователь Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных Китайской академии наук.

«У нее также был короткий костистый хвост, оканчивающийся составной костью, называемой пигостилом (который развился от самой ранней известной птицы, археоптерикса); желудочные камни, показывающие, что она в основном ела растения; и третий палец с только двумя костями в нем (в отличие от других ранних птиц).»

Изучение костей раскрыло еще одну важнейшую деталь — способность к полету. Анализ скелета и оперения показал, что Jinguofortis perplexus мог отрываться от земли, но летал иначе, чем современные птицы.

Форма крыльев и соотношение размеров крыльев и тела были такими же, как у нынешних пернатых. Но плечевые кости были слиты друг с другом, тогда как у современных птиц они разъединены.

«В целом мы считаем, что современный летательный аппарат птиц эволюционировал благодаря постепенному накоплению усовершенствований перьев, мышц и костей в течение миллионов лет», — сказал д-р Томас Стидэм, также из Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных Китайской академии наук.

Jinguofortis perplexus вместе с другим, менее известным птичьим ископаемым Chongmingia zhengi, образуют вторую самую раннюю расходящуюся группу короткохвостых птиц (Pygostylia). Чтобы признать этот статус, исследователи назвали новое семейство Jinguofortisidae для включения обоих видов.

Min Wang et al. A new clade of basal Early Cretaceous pygostylian birds and developmental plasticity of the avian shoulder girdle. PNAS, published online September 24, 2018; doi: 10.1073/pnas.1812176115