Палеонтология

Обнаружен гигантский динозавр Юрского периода

Новый вид гигантского динозавра был найден в провинции Free State Province в Южной Африке. Растительноядный динозавр по имени Ledumahadi mafube весил 12 тонн, а длина конечностей достигала около четырех метров.

Ledumahadi mafube был крупнейшим наземным животным на Земле в то время, когда он жил, почти 200 миллионов лет назад. Он был примерно вдвое больше Большого африканского слона.

Название динозавра на языке Сесото означает «гигантский раскат грома на рассвете» (Сесото является одним из 11 официальных языков Южной Африки и местным языком в районе, где был найден динозавр).

Кости, принадлежащие L. mafube, палеонтологи впервые обнаружили ещё в 1988 году. Однако последнее звено, которое позволило точно воссоздать облик динозавра, было открыто только в 2017-м.

На срезе костей учёные обнаружили линии роста, напоминающие годовые кольца деревьев. Проанализировав их структуру, исследователи выяснили, что на момент смерти динозавру было 14 лет и он успел достичь размеров взрослой особи.

По словам палеонтологов, Ledumahadi mafube был близким родственником зауроподов — четвероногих растительноядных динозавров, живших с юрского по меловой период (примерно 200—85 млн лет назад). Однако если зауроподы строением конечностей напоминали современных слонов, то у Ledumahadi mafube передние конечности были несколько согнуты. Это, как считают исследователи, проливает свет на эволюционную историю зауроподов.

«Первое, что поразило меня в этом животном, — это невероятная прочность костей конечностей, — говорит ведущий автор работы, доктор Блэр Макфи. «Он был похож по размеру на гигантских динозавров зауроподов, но в то время как конечности этих животных, как правило, довольно тонкие, у L. mafube они невероятно толстые. Для меня это указывало на то, что путь к гигантизму у зауроподоморфов был далеко не прямым, и что способ, которым эти животные решали обычные проблемы жизни, такие как еда и перемещение, был гораздо более динамичным, чем считалось ранее.»

Ledumahadi mafube является первым из гигантских зауроподоморфов юрского периода.
Изображение: Wits University

Изучив останки L. mafube, южноафриканские учёные также уточнили дату появления первых гигантских ящеров, и в результате она сдвинулась на 10 млн лет назад.

«Что первым приходит на ум, когда вспоминаешь о гигантских ящерах? Обычно это тираннозавры и представители зауроподов — бронтозавры, останки которых были найдены на территории запада США. Однако L. mafube гораздо крупнее тираннозавра и по размеру не уступает многим зауроподам. В то же время Ledumahadi mafube как минимум на 10 млн лет старше любого из упомянутых видов. Это означает, что огромные животные населяли Африку задолго до появления тираннозавров и бронтозавров», — отметила ведущий автор исследования Иона Шуаньер.

Blair W. McPhee et al, A Giant Dinosaur from the Earliest Jurassic of South Africa and the Transition to Quadrupedality in Early Sauropodomorphs, Current Biology (2018). DOI: 10.1016/j.cub.2018.07.063 , www.cell.com/current-biology/f … 0960-9822(18)30993-X