Астрономы обнаружили гигантские планеты возле молодой звезды

0 966

Астрономы обнаружили молодую звезду с четырьмя планетами размером с Юпитер и на орбите вокруг нее. Это случилось впервые, когда так много массивных планет было обнаружено в такой молодой системе.

Система также установила новый рекорд для самого экстремального диапазона наблюдаемых орбит: самая дальняя планета находится более чем в тысячу раз дальше от звезды, чем самая ближняя, что вызывает интересные вопросы о том, как такая система могла бы сформироваться.

Звезде всего два миллиона лет — она «малыш» в астрономическом смысле и она окружена огромным диском пыли и льда. Этот диск, известный как протопланетный диск, из которого формируются планеты, их спутники, астероиды и другие астрономические объекты.

Ранее было известно, что звездная система содержит так называемый горячий Юпитер — массивную планету, вращающуюся очень близко к ее родительской звезде, причем впервые он был обнаружен рядом с такой молодой звездой. Хотя горячие Юпитеры были первым типом экзопланет, которые были обнаружены, их существование уже давно озадачивало астрономов и возникал вопрос — как такие планеты могли сформироваться так близко от родительской звезды?

Теперь команда исследователей использовала для поиска планетарных «братьев и сестер» этого горячего Юпитера. Они выявили три отчетливых промежутка на диске, которые, согласно теоретическому моделированию, были, скорее всего, вызваны тремя дополнительными планетами — газовыми гигантами, также вращающимися вокруг молодой звезды.

Смотрите также  Самые молодые лунные камни меняют понимание прошлого Луны

Звезда, CI Tau, расположена на расстоянии около 450 световых лет от Земли. Ее четыре планеты сильно различаются по своим орбитам: ближайший (горячий Юпитер) находится в пределах орбиты, эквивалентной орбите Меркурия, в то как самые дальние орбиты на расстоянии более чем в три раза дальше, чем у Нептуна. Две внешние планеты имеют массу Сатурна, в то время как две внутренние планеты, соответственно, 1 и 10 масс Юпитера.

Открытие вызывает много вопросов у астрономов. Около 1% звезд содержат горячие Юпитеры, но большинство известных горячих Юпитеров в сотни раз старше CI Tau. «В настоящее невозможно сказать, является ли экстремальная планетная архитектура, наблюдаемая в CI Tau, общей в системах горячего Юпитера, потому что способ обнаружения этих родственных планет, через их влияние на протопланетный диск, не будет работать в более старых системах, которые больше не имеют протопланетного диска», — сказал профессор Кэти Кларк из Кембриджского института астрономии, автор исследования.

По мнению ученых, также неясно, сыграли ли родственные планеты какую-то роль в продвижении самой внутренней планеты на ее ультра-близкую орбиту к звезде и является ли это механизмом, который работает при создании горячих Юпитеров в целом. И еще одна загадка — как вообще образовались две внешние планеты.

Перед астрономами стоит задача изучить эту загадочную систему на нескольких длинах волн, чтобы получить больше информации о свойствах диска и планет. В то же время, ALMA (Atacama Large Millimeter Array) скорее всего, преподнесет дальнейшие сюрпризы в других системах, и пересмотрит нашу картину того, как планетные системы формируются.

Смотрите также  Телескоп Nancy Grace Roman успешно прошел критическую проверку конструкции