Популярная наука

Космический зонд Voyager 2 покинул гелиосферу

Космический зонд Voyager 2 покинул гелиосферу, сообщает агентство НАСА.

Космическое агентство отмечает, что миссия, согласно данным научного инструмента PLS (Plasma Science Experiment), пересекла 5 ноября гелиопаузу — это внешний край гелиосферы. Эта граница — место, где слабый горячий солнечный ветер встречает холодную плотную межзвездную среду. Его близнец, космический аппарат Voyager 1, пересек эту границу в 2012 году, но Voyager 2 имеет рабочий инструмент, который обеспечит первые в своем роде наблюдения за природой этих ворот в межзвездное пространство.

Voyager 2 сейчас находится на расстоянии чуть более 18 миллиардов километров от Земли. Операторы миссии по-прежнему могут связываться с Voyager 2, когда он вошел в новый этап своего путешествия, но передача информации — движущаяся со скоростью света — занимает около 16,5 часов, чтобы добраться от космического аппарата до Земли. Для сравнения, свет, идущий от Солнца, занимает около восьми минут, чтобы достичь Земли.

Наиболее убедительным доказательством выхода Voyager 2 из гелиосферы является его бортовой аппарат Plasma Science Experiment (PLS), прибор, который прекратил работу над Voyager 1 в 1980 году, задолго до того, как этот зонд пересек гелиопаузу.

До недавнего времени пространство вокруг Voyager 2 было заполнено преимущественно плазмой, вытекающей из нашего Солнца. Этот поток, называемый солнечным ветром, создает пузырь — гелиосферу — который охватывает планеты в нашей солнечной системе. PLS использует электрический ток плазмы для определения скорости, плотности, температуры, давления и потока солнечного ветра.

PLS на борту Voyager 2 наблюдал резкое снижение скорости частиц солнечного ветра 5 ноября. С этой даты плазменный прибор не обнаружил потока солнечного ветра в окружающей среде вокруг Voyager 2, что позволяет ученым миссии быть уверенными, что зонд покинул гелиосферу.

В дополнение к данным о плазме, члены научной команды Voyager видели свидетельства трех других бортовых приборов — подсистемы наблюдения космических лучей, прибора учета заряженных частиц низкой энергии и магнитометра, что согласуется с выводом о том, что Voyager 2 пересек гелиопаузу. Члены команды Voyager стремятся продолжить изучение данных этих бортовых приборов, чтобы получить более четкое представление об окружающей среде, в которой путешествует Voyager 2.

Вместе два Вояджера дают подробное представление о том, как наша гелиосфера взаимодействует с постоянным межзвездным ветром. Их наблюдения дополняют данные Межзвездного исследователя границ НАСА (IBEX), миссии, которая дистанционно обнаруживает эту границу. НАСА также готовит дополнительную миссию — предстоящий Межзвездный зонд для картирования и ускорения (IMAP), который должен быть запущен в 2024 году, — чтобы извлечь выгоду из наблюдений Вояджеров.

«Voyager занимает для нас особое место в нашем гелиофизическом флоте», — говорит Никола Фокс, директор отдела гелиофизики в штаб-квартире НАСА. «Наши исследования начинаются на Солнце и распространяются на все, к чему прикасается солнечный ветер. То, что Вояджеры отправляют информацию о крае влияния Солнца, дает нам беспрецедентную информацию о действительно неизведанной территории».

Источник: NASA’s Goddard Space Flight Center

Хотя зонды покинули гелиосферу, Voyager 1 и Voyager 2 еще окончательно не покинули Солнечную систему и не покинут ее в ближайшее время. Считается, что граница солнечной системы находится за пределами внешнего края Облака Оорта, совокупности небольших объектов, которые все еще находятся под воздействием гравитации Солнца.

Ширина Облака Оорта точно не известна, но, по оценкам, она начинается на расстоянии около 1000 астрономических единиц (АЕ) от Солнца и простирается примерно до 100 000 АЕ. Одна АЕ — это расстояние от Солнца до Земли. Вояджеру 2 потребуется около 300 лет, чтобы достичь внутреннего края Облака Оорта, и, возможно, 30 000 лет, чтобы пролететь через него.