Российский ультрафиолетовый телескоп обнаружил таинственные световые вспышки

Ультрафиолетовый телескоп, установленный на запущенном в 2016 году российском спутнике "Ломоносов", обнаружил в земной атмосфере мощные световые "взрывы", природа которых пока неизвестна

Ультрафиолетовый телескоп, установленный на запущенном в 2016 году российском спутнике «Ломоносов», обнаружил в земной атмосфере мощные световые «взрывы», природа которых пока неизвестна, заявил в интервью агентству «РИА Новости» директор НИИ ядерной физики МГУ Михаил Панасюк.

«С помощью телескопа мы получили более значимые результаты, чем ожидали. Похоже, мы натолкнулись на новые физические явления. <…> Мы не знаем пока, какова их физическая природа. <…> К примеру, во полета «Ломоносова» на высоте нескольких десятков километров мы несколько раз регистрировали световой «взрыв» огромной мощности. А под ним все чисто, никаких гроз и облаков! Что вызывает «взрыв» — вопрос открытый», — сказал он.

Михаил Панасюк объяснил, что вся Земли светится всплесками ультрафиолетового излучения, часть из которых ученым известна: это спрайты (электрические разряды в мезосфере и термосфере) и эльвы (огромные слабосветящиеся вспышки в верхней части грозового облака).

Ученый также сообщил, что регистрировать с помощью установленного на «Ломоносове» телескопа космические лучи предельно высоких энергий оказалось сложнее, чем предполагалось, так как Земли очень «засорена» различными вспышками.

«Среди таких вспышек есть как природные явления, так и антропогенные — например, мы пролетаем над аэропортом и «видим» сигнальные огни. Наш регистрирует и огни городов, а также обнаруживает воздействие мощных радиостанций на верхнюю атмосферу. Все это нам, конечно, мешает в поисках следов космических частиц. Но мы научились выделять те природные явления, которые нам нужны», — пояснил директор института ядерной физики.