Палеонтология

Палеонтологи обнаружили предка тиранозавра

Moros intrepidus - это "маленький тиранозавр", который жил около 96 миллионов лет назад в меловом периоде

Moros intrepidus — недавно обнаруженный родственник тиранозавра, раскрывает важную новую информацию о том, когда и как T. rex стал править древним миром.

Moros intrepidus — это «маленький тиранозавр», который жил около 96 миллионов лет назад в меловом периоде. Этот хищник, чье имя означает «предвестник гибели», является старейшим видом тиранозавра, обнаруженным в Северной Америке, сокращая разрыв в 70 миллионов лет в окаменелостях динозавров на континенте.

«Со смертоносной комбинацией острых зубов, стереоскопического зрения, скорости и колоссального размера тиранозавры безоговорочно царствовали в течение 15 миллионов лет, но так было не всегда», говорит Линдсей Занно, палеонтолог из Университета штата Северная Каролина, руководитель отдела палеонтологии в Музее наук Северной Каролины и ведущий автор статьи, описывающей исследование. «В начале своей эволюции тиранозавры охотились в тени архаичных линий, таких как аллозавры, которые уже тогда были на вершине пищевой цепи».

Первые тиранозавры среднего размера были обнаружены в Северной Америке, начиная с юрского периода (около 150 миллионов лет назад). К меловому периоду — около 81 миллиона лет назад — североамериканские тиранозавры стали огромными, «культовыми» хищниками.

Окаменелости между этими периодами времени практически отсутствовали, что не позволило ученым собрать воедино историю восхождения тиранозавров. «Вопросы о том, когда и как быстро тиранозавры стали высщими хищниками, в течение долгого времени не давали покоя палеонтологам», — говорит Занно. «Единственный способ решить эту проблему — найти больше данных об этих редких животных».

Это именно то, что сделали Занно и ее команда. Десятилетие, потраченное на поиск, наконец, дало зубы и заднюю конечность нового тиранозавра. Фактически, кости голени Мороса были обнаружены в том же районе, где Занно ранее обнаружил Siats meekerorum, гигантского мясоедного кархародонтозавра, который жил в тот же период. Морос оказался крошечным по сравнению с ним, всего чуть более метра в высоту в районе бедра, размером с современного оленя. По оценкам ученых, Моросу было более семи лет, когда он умер, и что он был почти взрослым.

Но не позволяйте размеру обмануть вас. «Морос был легким и исключительно быстрым, — говорит Занно. «Эти адаптации, наряду с продвинутыми сенсорными возможностями, являются признаком грозного хищника. Он мог легко выслеживать добычу, избегая при этом конфронтации с большими хищниками».

«Хотя ранние тираннозавры мелового периода были небольшими, их хищническая специализация означала, что они были готовы воспользоваться новыми возможностями, когда потепление, повышение уровня моря и сокращение диапазонов реструктурировали экосистемы в начале позднего мелового периода», — говорит Занно. «Теперь мы знаем, что им потребовалось менее 15 миллионов лет, чтобы прийти к власти.»

«Diminutive, fleet-footed tyrannosauroid narrows the 70-million-year gap in the North American fossil record» Communications Biology, DOI: 10.1038/s42003-019-0308-7