Астрономия и космос

Астрономы открыли новые массивные двойные звезды

Астрономы обнаружили двойную звездную систему с самыми близкими из когда-либо измеренных молодых звездных объектов с большой массой, обеспечивающую ценную «лабораторию» для проверки теорий образования двойных звезд с большой массой.

Исследователи определили расстояние между массивной молодой звездой PDS 27 и ее звездным спутником всего в 30 астрономических единицах или 4,5 млрд. километров. Это примерно равно расстоянию между нашим Солнцем и Нептуном, что делает их самыми близкими звездными компаньонами из когда-либо найденных для молодых звезд с большой массой в двойной системе — звездной системе с двумя звездами на орбите вокруг центра масс.

«Это очень захватывающее открытие, наблюдение и моделирование массивных двойных звезд на ранних этапах их формирования — одна из главных проблем современной астрономии. С помощью PDS 27 и ее спутника мы теперь нашли самые близкие, самые массивные молодые звездные объекты в двойных системах.» — говорят ученые.

«Существует «нехватка» известных молодых массивных двойных систем в картографическом пространстве. Звезды с высокой массой имеют сравнительно короткую продолжительность жизни, сгорая и взрываясь как сверхновые, всего за несколько миллионов лет, что затрудняет их обнаружение. Это ограничивает нашу способность проверять теории о том, как эти звезды образуются.»

В рамках своего исследования команда ученых также определила объект-компаньон для другой молодой массивной звезды, называемой PDS 37. Анализ показал, что расстояние между PDS 37 и ее спутником составляет от 42 до 54 астрономических единиц — сравнимо с расстоянием между Солнце и Плутоном.

Несмотря на то, что они расположены на большем расстоянии, чем PDS 27 и ее спутник, она все еще является значительным открытием, учитывая потребность в подтвержденных массивных молодых двойных звезд в астрономических исследованиях.

«Как эти двойные системы образуются, довольно спорный вопрос, поскольку было выдвинуто несколько теорий. Наблюдательные исследования двойных звездных систем на ранних стадиях имеют решающее значение для проверки теорий их формирования.», — говорят ученые.

Звезда PDS 27, по крайней мере, в 10 раз массивнее нашего Солнца, и находится на расстоянии около 8000 световых лет. Чтобы определить присутствие звездных компаньонов для PDS 27 и PDS 37, ученые использовали самое высокое пространственное разрешение, обеспечиваемое инструментом PIONIER на интерферометре очень большого телескопа (VLTI) Европейской южной обсерватории.

Этот прибор объединяет световые лучи четырех телескопов, размер каждого из которых составляет в диаметре 8,2 метра, и имитирует один телескоп диаметром 130 метров. Получающаяся высокая пространственная разрешающая способность позволила астрономам определить такие близкие двойные системы, несмотря на их огромное расстояние от нас и близость друг к другу.

E. Koumpia et al. Resolving the MYSO binaries PDS 27 and PDS 37 with VLTI/PIONIER, Astronomy & Astrophysics (2019). DOI: 10.1051/0004-6361/201834624