Астрономы исследуют недавно проснувшийся радиомагнетар

Магнетары - это нейтронные звезды с чрезвычайно сильными магнитными полями, более чем в квадриллион раз сильнее магнитного поля Земли

Группа астрономов провела наблюдения за своеобразным магнетаром, известным как XTE J1810–197, который «включился» в декабре 2018 года после почти десятилетнего периода покоя. Результаты этих наблюдений дают больше информации о свойствах магнетара и были представлены в статье, опубликованной на arXiv.org.

Магнетары — это нейтронные с чрезвычайно сильными магнитными полями, более чем в квадриллион раз сильнее магнитного поля нашей планеты. Распад магнитных полей в магнетарах приводит к появлению высокоэнергетического электромагнитного излучения, например, в форме рентгеновских лучей или радиоволн.

На сегодняшний день было идентифицировано только 23 магнетара, и XTE J1810–197 с периодом вращения около 5,54 секунды и напряженностью магнитного поля на уровне 2 триллионов Гс был обнаружен как первый из четырех известных таких объектов, излучающих радиопульсации.

Радиоизлучение от XTE J1810–197 было обнаружено в 2004 году, через год после того, как наблюдался выброс рентгеновского излучения от этого источника. Впоследствии звезда демонстрировала сильно изменяющееся импульсное радиоизлучение до конца 2008 года, когда она вошла в состояние радиомолчания.

В ожидании радиореактивации XTE J1810–197, группа астрономов во главе с Линой Левин из Центра астрофизики Jodrell Bank в Университете Манчестера, начала наблюдать этот в 2009 году с помощью телескопа Lowell в Обсерватории Jodrell Bank (JBO). 8 декабря 2018 года ученые обнаружили яркий импульсный радиосигнал на частоте 1,52 ГГц от этого источника, что ознаменовало конец почти десятилетия его радиомолчания.

Смотрите также  Астрономы провели поиск искусственных радиосигналов от межзвездного астероида Oumuamua

«Проведя почти десятилетие в состоянии радиомолчания, аномальный рентгеновский XTE J1810–197 снова включился в начале декабря 2018 года. Мы наблюдали этот радиомагнетар на частоте 1,5 ГГц с ежедневной частотой с момента первого обнаружения радиореактивация 8 декабря 2018 года», — пишут исследователи.

Согласно наблюдению, профиль импульса XTE J1810–197 значительно изменился с момента обнаружения. Однако изменения профиля, наблюдаемые в течение первых двух месяцев после реактивации, были менее экстремальными по сравнению с тем, что наблюдалось в последний раз, когда этот источник был активным.

«Изменения пульса были гораздо менее значительными, в масштабе времени от часов до месяцев, чем в 2006 году», — говорится в документе.

Исследователи сообщают, что величина производной спиновой частоты XTE J1810–197 увеличилась в 2,6 раза по сравнению с 48-дневным набором данных, причем наиболее быстрое увеличение произошло в течение первых 15 дней.

Кроме того, астрономы идентифицировали 50-миллисекундные колебания, наблюдаемые в профиле импульса магнетара в течение примерно 10 дней после его повторного обнаружения. Эти колебания имеют характерную частоту 20 Гц и наблюдались на разных частотах и ​​на разных телескопах одновременно. Авторы статьи предполагают, что такие колебания могут быть связаны с поверхностными волнами, инициируемыми в коре нейтронных звезд с широким спектром частот.

В заключении исследователи предлагают дальнейший мониторинг XTE J1810–197, чтобы выяснить, будет ли профиль импульса магнетара испытывать больше изменений во времени.