Ученые обнаружили одно из крупнейших хранилищ воды на Марсе

В случае таяния вновь обнаруженный полярный лед будет эквивалентен глобальному слою воды вокруг Марса глубиной не менее 1,5 метра

Ученые из Университета Техаса и Аризоны, недавно обнаружили слои льда, расположенные на глубине 1,5 километра под северным полюсом Марса. Они являются остатками древних полярных ледяных щитов и могут быть одним из крупнейших хранилищ воды на планете.

Команда ученых сделала открытие, используя измерения, собранные радаром (SHARAD) на орбитальном аппарате Mars Reconnaissance Orbiter (MRO). SHARAD излучает радиолокационные волны, которые могут проникать на глубину до трех километров от поверхности Марса.

Полученные результаты важны, потому что слои льда являются отчетом о прошлом климате на Марсе во многом так же, как кольца деревьев рассказывают нам о климате на Земле. По словам исследователей, изучение геометрии и состава этих слоев может сказать ученым, были ли климатические условия на Марсе ранее благоприятными для жизни. Исследователи нашли слои песка и льда, которые в некоторых местах содержали до 90% воды.

В случае таяния вновь обнаруженный полярный будет эквивалентен глобальному слою воды вокруг Марса глубиной не менее 1,5 метра.

«Мы не ожидали найти там столько водяного льда», — сказал ведущий автор исследования Стефано Нероцци, из Института геофизики Техасского университета (UTIG). «Это, вероятно, делает его третьим по величине водохранилищем на Марсе после полярных ледяных шапок».

Ученые считают, что слои образовались, когда накапливался на полюсах во последних ледниковых периодов на Марсе. Каждый раз, когда планета нагревалась, остатки ледяных шапок покрывались песком, который защищал лед от солнечной радиации и препятствовал его рассеиванию в атмосферу.

Смотрите также  Космический телескоп TESS обнаружил 158 505 пульсирующих звезд - красных гигантов

Ученым давно известно о ледниковых событиях на Марсе, которые обусловлены изменениями орбиты и наклона планеты. В течение примерно 50 000 лет наклоняется к Солнцу, а затем постепенно возвращается в вертикальное положение, как колеблющийся волчок. Когда планета вращается в вертикальном положении, экватор обращен к Солнцу, что позволяет расти полярным ледяным шапкам. По мере того как планета наклоняется, ледяные шапки отступают, возможно, полностью исчезая.

До сих пор считалось, что древние ледяные шапки были потеряны навсегда. В новом исследовании показано, что на самом деле значительные остатки ледяного покрова сохранились под поверхностью планеты, запертые в чередующихся полосах льда и песка.

S. Nerozzi et al. Buried ice and sand caps at the north pole of Mars: revealing a record of climate change in the cavi unit with SHARAD, Geophysical Research Letters (2019). DOI: 10.1029/2019GL082114