Новый инструмент будет искать экзопланеты в системе Альфа Центавра

Инструмент NEAR должен позволить астрономам обнаружить потенциально обитаемые экзопланеты в системе Альфа Центавра

Альфа Центавра — самая близкая к нам звездная система, находящаяся на расстоянии 4,37 световых лет от Земли (около 40 триллионов километров), возраст системы оценивается в 6 миллиардов лет. В 2016 году астрономы обнаружили экзопланету, вращающуюся вокруг одной из трех звезд в системе Альфа Центавра.

Вдохновленные этим открытием, ученые из Европейской южной обсерватории (ESO) разработали новый инструмент для поиска любых других планет, которые могут быть в системе Альфа Центавра, и уже занимаются поиском.

В системе Альфа Центавра есть три звезды. Две из них — звезды, похожие на наше собственное Солнце, а одна — маленький и слабый красный карлик. Альфа Центавра A и B являются подобными Солнцу членами системы, и они представляют собой двойную звезду, которую иногда называют Альфа Центавра AB. Невооруженным глазом они выглядят как одно целое.

Третья звезда системы — Альфа Центавра С, крошечная и тусклая, ее нельзя увидеть без телескопа. Она также известна как Проксима Центавра и находится на расстоянии около 0,21 св. года от двух центральных звезд, с периодом обращения в 500 тыс.лет.

В 2016 году астрономы из ESO объявили об открытии планеты в этой системе. Экзопланета вращается вокруг крошечной Проксимы Центавра и называется Проксима b. Она похожа на Землю как по размеру, так и по массе, и есть признаки того, что она может быть подходящим местом для существования жидкой воды на поверхности.

Открытие Проксимы b подтолкнуло ESO к более близкому изучению системы Альфа Центавра на случай, если там существуют другие планеты. Это также вызвало интерес у Breakthrough Watch («Прорыв»), программе, финансируемой израильско-российским миллиардером Юрием Мильнером.

Главная цель «Прорыва» состоит в том, чтобы найти похожие на Землю планеты в звездных системах вблизи Земли и, возможно, однажды в будущем отправить туда зонды в рамках программы Breakthrough Starshot.

ESO заключило партнерское соглашение с «Прорывом» для создания нового инструмента на Очень Большом Телескопе (VLT) под названием NEAR. Это тепловой инфракрасный коронограф, который позволит астрономам находить планеты, вращающиеся вокруг звезд в системе Альфа Центавра.

от звезд настолько яркий, что он заглушает любой отраженный световой сигнал от планет, а NEAR является инструментом для преодоления этого препятствия. Блокируя свет от самой звезды, он делает планеты видимыми. Это похоже на создание искусственного солнечного затмения.