Геология

Просыпается ли давно спящий вулкан Большая Удина?

Ученые обсуждают, как интерпретировать землетрясения в районе Большой Удины на Камчатке

Группа ученых-сейсмологов считает, что сейсмическая активность под давно спящим вулканом Большая Удина на Камчатском полуострове может предвещать неизбежное извержение, возможно даже катастрофическое. Но другие исследователи говорят, что наблюдаемая сейсмическая активность может быть связана с уже извергающимися вулканами в регионе.

Вулкан Большая Удина — это конический вулкан, с хорошо выраженным кратером на вершине. Кратер вулкана имеет диаметр 400 метров, он заполнен ледником. Высота вулкана — 2923 метра над уровнем моря.

С того момента, когда вулкан извергался в последний раз, прошло, по крайней мере, 10 000 лет, поэтому многие вулканологи считают, что он больше не активен или «потух». Но Камчатка является домом для многочисленных действующих вулканов, включая близлежащий Безымянный, который извергался совсем недавно, в марте этого года.

Ученые обнаружили явное увеличение сейсмической активности в окрестностях Большой Удины, начиная с конца 2017 года. Так, исследователи во главе с геофизиком Иваном Кулаковым из Института нефтегазовой геологии и геофизики в Новосибирске установили четыре временных сейсмических станции вблизи вулкана. С 5 мая по 13 июля 2018 года на станциях зарегистрировано 559 землетрясений.

В целом, с октября 2017 года по февраль 2019 года исследователи обнаружили около 2400 сейсмических событий, самым сильным из которых было землетрясение магнитудой 4,3 в феврале. До этого 16-месячного периода ученые обнаружили только около 100 слабых сейсмических событий в регионе с 1999 по 2017 год.

Кроме того, изучая, как некоторые из сейсмических волн уменьшались в скорости, когда они проходили через недра, команда ученых обнаружила доказательства того, что там может быть карман жидкости — возможно, магмы — прямо под Большой Удиной.

Резкое повышение активности, наряду с возможным обнаружением магмы, может означать, что Большая Удина просыпается.

Другие ученые не настолько убеждены, отмечая, что данные могут быть интерпретированы другими способами. Сейсмичность может указывать на движение магмы, но Большая Удина, возможно, не является конечным пунктом ее назначения.

Вулканолог Ольга Гирина из Института вулканологии и сейсмологии в Петропавловске-Камчатском, говорит, что данные нового исследования хороши. Но она подвергает сомнению интерпретацию исследователей, что сейсмическая активность связана именно с Большой Удиной. Ольга Гирина, которая является частью команды реагирования на извержение вулканов Камчатки, подозревает, что землетрясения 2018 года могли привести к извержению Безымянного в марте.

I. Koulakov et al. Unrest of the Udina volcano in Kamchatka inferred from the analysis of seismicity and seismic tomography. Journal of Volcanology and Geothermal Research. Vol. 379, July 15, 2019, p. 45. doi: 10.1016/j.jvolgeores.2019.05.006.