Астрономия и космосПланетология

Телескоп TESS нашел свою самую маленькую экзопланету

Космический телескоп НАСА Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) обнаружил экзопланету с размером между размерами Марса и Земли, вращающуюся вокруг яркой, прохладной звезды. Планета, получившая название L 98-59b, является самой маленькой из обнаруженных TESS на сегодняшний день.

Кроме нее, вокруг звезды вращаются еще две планеты. В то время как размеры всех трех планет известны, дальнейшие исследования с другими телескопами будут необходимы, чтобы определить, есть ли у них атмосфера и, если да, то, какие газы в ней присутствуют. Миры L 98-59 почти вдвое увеличивают количество маленьких экзопланет, то есть планет за пределами нашей солнечной системы, которые обладают наилучшим потенциалом для такого рода последующих исследований.

«Открытие является большим инженерным и научным достижением для TESS», — сказал Веселин Костов, астрофизик из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА в Гринбелте. «Для изучения малых планет вам нужны короткие орбиты вокруг ярких звезд, но такие планеты трудно обнаружить. У этой системы есть потенциал для захватывающих будущих исследований».

Размер L 98-59b составляет примерно 80% размера Земли и она примерно на 10% меньше, чем предыдущий рекордсмен, обнаруженный TESS. Ее звезда-хозяин, L 98-59, является М-карликом с массой в одну треть массы Солнца и находится на расстоянии около 35 световых лет в южном созвездии Летучая рыба. В то время как L 98-59b является рекордом для TESS,  планеты еще меньшего размера были обнаружены в данных, собранных спутником НАСА Kepler, включая Kepler-37b, который всего на 20% больше Луны.

Два других мира в системе, L 98-59c и L 98-59d, соответственно примерно в 1,4 и 1,6 раз больше Земли. Все три были обнаружены TESS с помощью транзитов, периодических провалов в яркости звезды, возникающих, когда планета проходит перед ней.

Звезды M-карлики, такие как L 98-59, составляют три четверти звездного населения нашей галактики Млечный Путь. В среднем их масса не больше, чем примерно половина массы Солнца и они намного холоднее, с температурой поверхности менее 70% солнечной.

Другие примеры таких звезд включают TRAPPIST-1, которая содержит систему из семи планет размером с Землю, и Проксима Центавра, нашего ближайшего звездного соседа, который имеет одну подтвержденную планету. Поскольку эти маленькие, прохладные звезды очень распространены, ученые хотят больше узнать о планетных системах, которые образуются вокруг них.

L 98-59b, самый внутренний мир, вращается каждые 2,25 дня, находясь так близко к звезде, что получает в 22 раза больше энергии, получаемой Землей от Солнца. Средняя планета, L 98-59c, вращается каждые 3,7 дня и испытывает в 11 раз больше энергии, чем Земля. L 98-59d, самая дальняя планета, идентифицированная в системе до сих пор, вращается вокруг каждые 7,5 дней и получает в четыре раза больше энергии излучения, чем Земля.

Ни одна из планет не находится в «обитаемой зоне» звезды — диапазоне расстояний от звезды, где на их поверхности может существовать жидкая вода. Тем не менее, все они занимают то место, что ученые называют зоной Венеры, диапазоном расстояний, на котором планета с первоначальной земной атмосферой может испытать убегающий парниковый эффект, который превращает ее в подобную Венере атмосферу. Исходя из своих размеров, третья планета может представлять собой каменистый мир, похожий на Венеру.

Одной из целей TESS является создание каталога небольших каменистых планет на коротких орбитах вокруг очень ярких близлежащих звезд для изучения их атмосферы с помощью предстоящего космического телескопа НАСА имени Джеймса Уэбба. Четыре из миров системы TRAPPIST-1 являются первыми кандидатами, и ученые предполагают, что планеты системы L 98-59 также подходят для исследований.