Астрономия и космос

Астрофизики расшифровали историю сверхмассивных черных дыр в ранней вселенной

Ученые нашли доказательства прямого образования черных дыр, которые не должны появляться из остатков звезд

Астрофизики из  Western University нашли доказательства прямого образования черных дыр, которые не должны появляться из остатков звезд. Образование черных дыр в ранней вселенной, сформированной таким образом, может дать ученым объяснение присутствия чрезвычайно массивных черных дыр на очень ранней стадии в истории нашей вселенной.

Шантану Басу и Арпан Дас из Департамента физики и астрономии Вестерна разработали объяснение наблюдаемого распределения сверхмассивных масс и яркостей черных дыр, для которых ранее не было никакого научного объяснения. Результаты были опубликованы в Astrophysical Journal Letters.

Модель основана на очень простом предположении: сверхмассивные черные дыры образуются очень, очень быстро в течение очень, очень коротких периодов времени, а затем внезапно все прекращается. Это объяснение контрастирует с нынешним пониманием того, как образуются черные дыры звездной массы.

«Это косвенное наблюдение, свидетельствующее о том, что черные дыры происходят от прямых коллапсов, а не от звездных остатков», — говорит Басу, профессор астрономии в Вестерне, который во всем мире признан экспертом по ранним стадиям звездообразования и развития протопланетного диска.

Ученые разработали новую математическую модель, рассчитав функцию массы сверхмассивных черных дыр, которые образуются в течение ограниченного периода времени и подвергаются быстрому экспоненциальному росту массы. Рост массы может регулироваться пределом Эддингтона, который задается балансом радиационных и гравитационных сил, или может даже превышать его.

«У сверхмассивных черных дыр был короткий период времени, когда они могли быстро расти, а затем в какой-то момент из-за всего излучения во вселенной, создаваемой другими черными дырами и звездами, их производство остановилось», — объясняет Басу. «Это сценарий прямого коллапса».

В течение последнего десятилетия многие сверхмассивные черные дыры, которые в миллиард раз массивнее Солнца, были обнаружены при больших «красных смещениях», что означает, что они уже были в нашей вселенной через 800 миллионов лет после Большого взрыва.

Наличие этих молодых и очень массивных черных дыр ставит под сомнение наше понимание формирования и роста черных дыр. Сценарий прямого коллапса учитывает начальные массы, которые намного больше, чем подразумевается стандартным сценарием звездного остатка, и могут иметь большое значение для объяснения наблюдений. Этот новый результат свидетельствует о том, что такие черные дыры с прямым коллапсом действительно были созданы в ранней Вселенной.

Басу считает, что новые результаты могут быть использованы с будущими наблюдениями, чтобы сделать вывод об истории формирования чрезвычайно массивных черных дыр, которые существовали в очень ранние времена в нашей вселенной.

Shantanu Basu et al. The Mass Function of Supermassive Black Holes in the Direct-collapse Scenario, The Astrophysical Journal (2019). DOI: 10.3847/2041-8213/ab2646