Живой пень указывает на новое понимание деревьев
Пень дерева Каури по-видимому, остался жив, соединив корни со своими соседями
Деревья всегда существуют как отдельные организмы, или каждое дерево может также служить частью связанного «суперорганизма»? Недавняя находка в Новой Зеландии предполагает последнее, поскольку пень там, по-видимому, остался жив, соединив корни со своими соседями.
Этот пень дерева каури (лат. Agathis australis, Агатис Южный) , которое достигает высоты 30—50 метров с обхватом ствола до 16 метров, впервые был обнаружен исследователями из Оклендского технологического университета Себастьяном Лейзингером и Мартином Бадером, когда они путешествовали по лесам Новой Зеландии. Они заметили, что, несмотря на то, что у пня не было листьев — которые необходимы для проведения жизнедеятельного фотосинтеза и газообмена — он был еще жив, даже после того, как остальное дерево упало.
Впоследствии, измерив поток сока в пне и в окружающих его деревьях каури, они обнаружили, что, когда поток увеличивается в пне, он соответственно падает в других деревьях. Они определили, что это указывает на то, что корни пня были привиты вместе с корнями этих деревьев, что позволило пню получать от них воду и питательные вещества.
Хотя такая прививка корней ранее наблюдалась среди деревьев одного и того же или сходного вида, обычно это происходило между несколькими деревьями, которые все еще были живы и полностью функционировали, и каждое из них могло бы выжить самостоятельно. Такое расположение корней имеет смысл, поскольку оно не только позволяет им извлекать ресурсы из более широкой области через свои связанные корни, но также повышает их устойчивость в почве, уменьшая вероятность падения какого-либо одного дерева.
В случае найденного пня каури считается, что его корни, вероятно, были привиты, когда он был еще целым деревом. К тому времени, когда это дерево упало, то, что от него осталось, уже было «собрано» в корневую сеть, не позволяя пню отмирать.
«Это имеет далеко идущие последствия для нашего восприятия деревьев», — говорит Лейзингер. «Возможно, мы на самом деле имеем дело не с деревьями как с индивидуумами, а с лесом как с суперорганизмом… Это меняет наш взгляд на выживание деревьев и экологию лесов».
Исследование описано в статье, опубликованной в журнале iScience.