Астрономия и космос

Ультрамассивная черная дыра найдена в эллиптической галактике Holmberg 15A

Астрономы, использующие Очень Большой Телескоп ESO (VLT), обнаружили огромную черную дыру в центре эллиптической галактики Holmberg 15A, которая находится в галактическом скоплении Abell 85.

Астрономам известно о классе самых больших черных дыр, которые они называют сверхмассивными черными дырами. Как правило, эти объекты, расположенные в центрах огромных галактик, имеют массы в 100 000–10 миллиардов раз больше, чем у нашего Солнца.

Но центральные галактики в огромных скоплений галактик содержат чудовищные черные дыры с массами, в 10 миллиардов раз превышающими массу Солнца.

Ученые называют черные дыры такого размера ультрамассивными черными дырами и знают лишь несколько подтвержденных примеров.

Недавно обнаруженная ультрамассивная черная дыра находится в Holmberg 15A, сверхгигантской эллиптической галактике, расположенной в центре группы из более чем 500 галактик под названием Abell 85. Объект был обнаружен астрономом Кианушем Мерхганом и ее коллегами из Института внеземной физики им. Макса Планка.

Обнаруженная в 1930-х годах астрономом Эриком Холмбергом, галактика Holmberg 15A расположена на расстоянии около 700 миллионов световых лет в созвездии Кита. По оценкам, центральная черная дыра Holmberg 15A имеет массу 40 миллиардов солнц. Для сравнения, масса сверхмассивной черной дыры, найденной в центре нашей Галактики Млечный Путь, составляет всего около 4 миллионов солнц. Масштабная линейка — 10 кпк (32 616 световых лет). © Juan P. Madrid & Carlos J. Donzelli

Ученые определили, что ультрамассивная черная дыра Holmberg 15A в 40 миллиардов раз больше массы Солнца.

«Это самая массивная черная дыра с прямым динамическим обнаружением в локальной вселенной», — сказали исследователи. Она в два раза больше, чем черная дыра в NGC 4889 (в 21 миллиард раз больше Солнца) и в NGC 1600 (в 17 миллиардов раз больше Солнца).

K. Mehrgan et al. 2019. A 40-billion solar mass black hole in the extreme core of Holm 15A, the central galaxy of Abell 85. ApJ, in press; arXiv: 1907.10608