Медицина и здоровье

Воздействие радиации в глубоком космосе может ухудшить обучение и память

Исследование является первой работой, документирующей значительные неблагоприятные последствия космической мощности дозы облучения для головного мозга

В новом исследовании, проведенном учеными из Университета Калифорнии, воздействие хронической низкой дозы радиации — состояния, существующего нахождению в глубоком космосе, — вызывало серьезные нейрокогнитивные осложнения у мышей.

Известно, что излучение нарушает передачу сигналов среди других процессов в мозге. Однако в предыдущих экспериментах использовалось кратковременное облучение с более высокой мощностью дозы, которое не точно отражает условия в глубоком космосе.

«Наше исследование является первой работой, документирующей значительные неблагоприятные последствия космической мощности дозы облучения для головного мозга, и указывает на повышенный риск, связанный с предстоящими планами НАСА по путешествию на Марс», — сказал профессор Чарльз Лимоли.

Чтобы понять, как дальний космический полет может повлиять на нервную систему, ученые использовали новую установку нейтронного облучения, способную моделировать реалистичные низкие дозы.

Они подвергали мышей хроническому облучению в низкой дозе 18 сантигрей* в течение шести месяцев.

В результате эксперимента было обнаружено, что радиационное облучение нарушало клеточную передачу сигналов в гиппокампе и префронтальной коре, что приводило к нарушениям обучения и памяти.

Ученые также наблюдали повышенное тревожное поведение, что указывает на то, что облучение также повлияло и на миндалины.

«Во время полета в дальний космос примерно каждый пятый астронавт испытывал бы беспокойство, а каждый третий испытывал определенные нарушения памяти», — говорят исследователи. «Кроме того, члены экипажа межпланетного корабля могут иметь проблемы с принятием решений». Исследование было опубликовано в журнале eNeuro.

Сантигрей (centigray) — единица измерения поглощённой дозы ионизирующего излучения в Международной системе единиц (СИ).1 сантигрей = 0.01 грей = 1 рад.