Квантовая физикаПопулярная наукаФизика

Ученые измерили период полураспада атома в 18 секстиллионов лет

Это самый длинный период полураспада, когда-либо измеренный в лаборатории

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature, команда из более чем 100 исследователей впервые в истории измерила распад атома ксенона-124 в атом теллура 124 посредством чрезвычайно редкого процесса, называемого двухнейтринный электронный захват.

Этот тип радиоактивного распада происходит, когда ядро ​​атома одновременно поглощает два электрона из его внешней электронной оболочки, высвобождая двойную дозу призрачных частиц, называемых нейтрино.

Измеряя этот уникальный распад в лаборатории впервые, исследователи смогли точно доказать, насколько редкой является реакция и сколько времени требуется ксенону-124 для распада.

Период полураспада ксенона-124, то есть среднее время, необходимое для того, чтобы группа атомов ксенона-124 сократилась наполовину, составляет около 18 секстиллионов лет (1,8 х 1022 лет), что примерно в 1 триллион раз превышает текущий возраст Вселенной.

Чтобы понять размер этого числа, для примера можно сказать, что количество песчинок на всех пляжах Земли — несколько секстиллионов. Размер видимой части Вселенной — примерно 130 секстиллионов километров, а если увеличить в секстиллион раз нейтрино, мы наконец-то сможем его разглядеть.

Это самый длинный период полураспада, когда-либо измеренный в лаборатории. Только один процесс ядерного распада во Вселенной имеет более длительный период: распад теллура-128, период полураспада которого более чем в 100 раз больше, чем у ксенона-124. Но это исчезающе редкое событие было рассчитано только на бумаге.