Астрономия и космос

Планеты могут существовать возле сверхмассивных черных дыр

Сверхмассивная чёрная дыра - это чёрная дыра с массой в миллионы или миллиарды масс Солнца

По мнению группы теоретических астрофизиков из Японии, протопланетные диски вокруг звезд могут быть не единственным местом формирования планет во Вселенной. Исследователи предлагают новое место образования планет: пыльный тор вокруг сверхмассивных черных дыр в активных ядрах галактик.

В центрах галактик обнаружены сверхмассивные черные дыры, масса которых в миллионы раз превышает массу нашего Солнца.

Многие из этих огромных объектов спрятаны в облаке пыли и газа в форме пончика, известного как тор.

«В торе может быть в сто тысяч раз больше массы, чем масса нашего Солнца. Это в миллиард раз больше массы пыли протопланетного диска», — говорит профессор Эйитиро Кокубо из Национальной астрономической обсерватории Японии и его коллеги.

«В области низких температур протопланетного диска пылинки с ледяной оболочкой слипаются и превращаются в рыхлые объекты».

«Пылевой диск вокруг черной дыры настолько плотен, что интенсивное излучение из центральной области блокируется и образуются низкотемпературные области».

Астрофизики исследовали путь роста от мелких частиц ледяной пыли до планетных тел размером с Землю в таких низкотемпературных областях, расположенных в нескольких световых годах от сверхмассивных черных дыр в активных галактических ядрах с низкой светимостью.

«Наши расчеты показывают, что десятки тысяч планет с массой до 10 раз больше массы Земли могут образоваться на расстоянии до 10 световых лет от черной дыры», — сказал профессор Кокубо.

«Вокруг черных дыр могут существовать невообразимые планетные системы удивительного масштаба. При определенных условиях планеты могут образовываться даже в экстремальных местах, например, непосредственно возле черной дыры».

Keiichi Wada et al. 2019. Planet Formation around Super Massive Black Holes in the Active Galactic Nuclei. ApJ, in press; arXiv: 1909.06748