Ученые обнаружили новую тактику раковых клеток

Новое исследование может подсказать, почему некоторые млекопитающие, в том числе люди, склонны к злокачественному раку.

В начале человеческой беременности из плаценты проникают в главную артерию в матке и перегоняют туда необходимые клетки. Такое «вторжение» расширяет кровеносный сосуд и позволяет кислороду и питательным веществам легко проходить между матерью и развивающимся плодом.

Теперь ученые считают, что раковые могут использовать аналогичную тактику для захвата тканей по всему телу.

Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Ecology & Evolution, может подсказать, почему некоторые млекопитающие, в том числе люди, склонны к злокачественному раку, в то как другие по большей части остаются в стороне от смертельных болезней.

Предыдущие исследования показали, что, когда распространяется по человеческому организму, опухолевые клетки «реактивируют» гены, которые обычно работают только в раннем возрасте — когда мы находимся в утробе матери.

Гены помогают защитить зарождающийся плод от иммунной системы матери, которая может ошибочно принять будущего ребенка за опасного захватчика, а также контролировать развитие плаценты.

У животных, чьи гены заставляют плаценты проникать в матку, злокачественные опухоли имеют тенденцию возникать чаще. Между тем у других животных, таких как коровы, лошади и свиньи, чьи клетки плаценты не проникают в матку, редко развивается рак, который распространяется по всему организму.

«Мы хотели выяснить, почему, например, меланома (тип рака кожи) встречается у крупного рогатого скота и лошадей, но остается в значительной степени доброкачественной, в то как у людей она наоборот злокачественная», — говорят исследователи.

Смотрите также  Нет доказательств того, что коронавирус мутировал, чтобы стать более заразным

Ученые сосредоточились на выявлении различий между клетками коровы и человека, чтобы понять, почему одно млекопитающее кажется более устойчивым к инвазивному раку, чем другое.

Сначала они выращивали соединительные ткани обоих и анализировали генетический код каждого из них. При этом команда исследователей обнаружила ряд генов, которые оказались очень активными в клетках человека, но были последовательно выключены у коровы.

Авторы отмечают, что ткани коровы лучше приспособлены для предотвращения проникновения раковых клеток, в то как ткани человека быстро уступают место атакующим опухолям.

Ученые задались вопросом, что может произойти, если они отключат выбранные гены в клетках человека, чтобы сделать их более «похожими на корову». И они пытались сделать именно это. Без вклада определенных генов человеческие выглядели менее уязвимыми для инвазии рака, как и их «коровьи» аналоги.

Авторы предположили, что люди, возможно, однажды совершили эволюционный компромисс, обменяв здоровое развитие в утробе матери на повышенный риск развития злокачественного рака в более позднем возрасте.

Но будущие методы лечения рака могут преодолеть эти уязвимости, нацелившись на проблемные гены, добавили исследователи. Изменяя выбранные человека, чтобы они стали более похожими на клетки других млекопитающих, возможно, новые методы лечения смогли бы подавить распространение агрессивного рака.