Астрономия и космос

Астрономы открыли три компактные планетные системы

Планеты вращаются очень близко к своим родительским звездам и имеют температуру поверхности от 1100 до 1800 градусов по Цельсию.

Астрономы из проекта «Dispersed Matter Planet Project» (DMPP) обнаружили три новые планетные системы — обозначенные DMPP-1, 2 и 3 — в которых размещены шесть короткопериодных экзопланет. Эти планеты вращаются очень близко к своим родительским звездам и имеют температуру поверхности от 1100 до 1800 градусов по Цельсию.

«Эти новые открытия очень перспективны для дальнейших исследований», — сказала профессор Кэрол Хэсвелл, главный исследователь проекта DMPP.

«Они должны позволить нам измерить отношения между массой, размером и составом планет за пределами нашей Солнечной системы».

DMPP-1 — звезда типа F8V, возраст которой составляет 2 миллиарда лет. Она расположена на расстоянии около 204 световых лет.

Также известная как HD 38677, она содержит компактную планетную систему с орбитальными периодами 2,9-19 дней, состоящую из четырех массивных планет: DMPP-1b, c, d и e.

DMPP-1c, d и e — так называемые Супер-Земли с массами от 3 до 10 масс Земли. DMPP-1b — это нептуноподобная планета с массой около 24 масс Земли.

«DMPP-1 содержит действительно важную планетную систему с тремя экзопланетами малой массы, состав которых мы можем измерить», — говорят исследователи.

DMPP-2, также известная как HD 11231, является звездой типа F5V, возраст которой составляет 2 миллиарда лет, расположена приблизительно в 452 световых годах от Земли.

Ее единственная известная планета, DMPP-2b, представляет собой гигантскую планету, масса которой почти вдвое меньше массы Юпитера, которая совершает полный оборот вокруг своей звезды за 5,2 дней.

DMPP-3, также известная как HD 42936, представляет собой двойную звездную систему, возраст которой составляет 6 миллиардов лет, расположена на расстоянии около 153 световых лет.

Первичная звезда в двойной системе, DMPP-3A, является медленно вращающейся звездой типа K0V. Вокруг нее вращается Супер-Земля на 6,7-дневной орбите, DMPP-3Ab, и она имеет звездного спутника, DMPP-3B.

«DMPP-3B имеет минимальную массу на границе между коричневыми карликами и звездами с малой массой и, вероятно, является L-карликом с устойчивым горением водорода. Он находится на орбите с периодом обращения в 507 дней», — пояснили астрономы.

«DMPP-3 был огромным сюрпризом, мы искали крошечный сигнал, указывающий на вращающуюся планету с низкой массой, но первое, что мы обнаружили, был сигнал из-за звезды-компаньона, которую мы не ожидали увидеть», — говорят ученые.

Астрономы использовали высокоточный радиальный искатель планет ESO (HARPS) для наблюдения за этими планетными системами. Они обнаружили, что планеты имеют температуру поверхности от 1100 до 1800 градусов по Цельсию.

«При таких температурах атмосфера и даже каменистая поверхность планеты могут быть потеряны, и часть этого материала рассеивается, образуя тонкий газовый слой», — говорят исследователи.

«Такая пелена фильтрует свет от звезды, создавая подсказки, которые позволили нам выделить особенности на этих необычных, очень горячих планетах. При дальнейшем изучении можно узнать химический состав, выявляя тип породы на поверхности горячих планет».

«Теперь мы можем видеть, как появляются планеты в целом, и является ли наша собственная планета типичной», — сказала Кэрол Хэсвелл.

«Например, мы еще не знаем, является ли это совпадением, что в Солнечной системе Земля и Венера являются крупнейшими каменистыми объектами и имеют самую большую долю своей массы, состоящую из железа».

Результаты были опубликованы в журнале Nature Astronomy.