ГеологияПалеонтология

Раскрыта история вымирания динозавров 183 миллиона лет назад

Новое исследование обнаружило следы динозавров в окаменелой лаве, датируемой 183 миллионами лет, на юге Африки. В это время, в начале юрского периода, происходило массовое вымирание животных в результате очень активного вулканизма.

События вымирания пронизывают историю нашей планеты. Одним из самых известных из этих событий является разрушительный удар астероида, который произошел 66 миллионов лет назад и привел к исчезновению многочисленных видов динозавров.

Хотя падение астероида положило конец правлению динозавров, это было далеко не первое массовое вымирание, которое произошло на Земле. Новое исследование выявило следы динозавров, датируемые возрастом 183 миллиона лет — это время, когда извержения вулканов резко изменили облик нашей планеты вместе с ее климатом.

Окаменелости, изученные исследователями, были обнаружены в засушливом регионе Кару на юге Африки, который известен тем, что в нем скрыты огромные залежи магматических пород. Эти отложения — остатки от лавовых потоков, которые со временем коренным образом изменили обширные участки древней африканской местности.

Пять наборов окаменелых следов были обнаружены в песчанике, отложенном между потоками лавы. Это говорит о том, что существа, которые оставили отпечатки, пережили первый этап вулканических извержений.

Исследователи полагают, что на основании длины следов от 2 до 14 см и их расположению, следы были сделаны тремя типами животных: мелкими млекопитающими или их предшественниками, маленькими четвероногими животными и группой крупных двуногих плотоядных. Ученые предположили, что некоторые из динозавров бежали, когда они оставили отпечатки.

По мнению авторов исследования, эти существа, вероятно, были одними из последних, кто обитал в регионе Кару, прежде чем он был поглощен потоками лавы.

«Ископаемые следы были обнаружены в массиве древних базальтовых лавовых потоков, возраст которых составляет 183 миллиона лет», — комментирует исследование один из авторов, Эмес Броди из Университета Кейптауна.

«Окаменелые следы рассказывают историю из нашего глубокого прошлого о том, как континентальные экосистемы могли сосуществовать с поистине гигантскими вулканическими явлениями, которые могут быть изучены только по геологическим данным, потому что у них нет современных эквивалентов, хотя они могут произойти в будущем на Земле».

Исследование было опубликовано в журнале PLOS ONE.