БиологияПалеонтология

Палеонтологи разгадывают тайну кембрийского червеобразного существа

Facivermis yunnanicus жил около 518 миллионов лет назад в кембрийский период

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Current Biology, загадочное червеобразное животное под названием Facivermis yunnanicus потеряло нижние конечности из-за жизни в трубке из песка.

Facivermis yunnanicus жил около 518 миллионов лет назад в кембрийский период.

У него было длинное тело и пять пар колючих конечностей возле головы, что наводит на мысль о том, что он может быть отсутствующим звеном между безногими циклоновскими червями и группой ископаемых животных, называемых лобоподийцами, у которых были спаренные конечности по всему телу.

Но новое исследование показывает, что само существо было лобоподом, которое жило на морском дне, обитая в трубке, и таким образом эволюционировало, чтобы в итоге потерять свои нижние конечности.

«Ключевым доказательством было окаменелость, в которой нижняя часть Facivermis yunnanicus была окружена трубкой», — сказал биолог Ричард Ховард.

«Мы не знаем точно природу самой трубки, но она показывает, что нижняя часть червя была закреплена внутри отечным задним концом. Живя так, его нижние конечности не были бы полезны, и со временем вид перестал их иметь».

У большинства его родственников было три-девять пар конечностей для перемещения, но новые результаты показывают, что Facivermis yunnanicus оставался на месте и использовал свои верхние конечности для фильтрации пищи из воды.

Это самый ранний известный пример вторичной потери — наблюдаемый сегодня в таких случаях, как потеря ног у змей.

Кембрийский период считается рассветом животной жизни, и ученые были очарованы, обнаружив, что вид эволюционирует от более сложному к более простому даже на этой ранней стадии эволюции.

«Обычно мы рассматриваем организмы, эволюционирующие от простых к более сложным строениям тела, но иногда мы видим противоположное», — говорят ученые.

Richard J. Howard et al. A Tube-Dwelling Early Cambrian Lobopodian. Current Biology, published online February 27, 2020; doi: 10.1016/j.cub.2020.01.075