Генетики выяснили причину меньшей продолжительности жизни у мужчин

Почему мужчины (и вообще животные мужского пола) умирают в более молодом возрасте: все дело в Y-хромосоме

Согласно популярной теории, мужчины живут меньше, чем женщины, потому что они больше рискуют, имеют более опасную работу, больше пьют и курят, плохо следят за своим здоровьем и реже обращаются за советом к врачу.

Но исследования, проведенные учеными из UNSW Sydney, показывают, что настоящая причина может быть связана не столько с поведением человека, сколько с типом половых хромосом, которые мы разделяем с большинством видов животных.

В исследовании, опубликованном в журнале «Biology Letters», ученые из UNSW проанализировали всю доступную академическую литературу по половым хромосомам и продолжительности жизни — и попытались установить, существует ли модель одного пола, переживающего другого, которая повторялась бы во всем животном мире.

В частности, они хотели проверить «неохраняемую гипотезу Х», которая предполагает, что Y-хромосома в гетерогаметных полах — те, которые имеют XY (мужские) половые хромосомы, а не XX (женские) половые хромосомы — менее способна защитить человека от выраженных вредных генов на Х-хромосоме.

Гипотеза предполагает, что, поскольку Y-хромосома меньше, чем X-хромосома, а в некоторых случаях отсутствует, она не способна «скрыть» X-хромосому, которая несет вредные мутации, которые впоследствии могут подвергать человека угрозам для здоровья.

И наоборот, такой проблемы нет в паре гомогаметных хромосом (ХХ), где здоровая Х-хромосома может заменять другую Х, которая имеет вредные гены, чтобы гарантировать, что эти вредные не экспрессируются, таким образом максимизируя продолжительность жизни для организма.

Смотрите также  Ученые разработали технологию печати на 3D-биопринтере персонализированных нейропротезов

После изучения доступных данных о продолжительности жизни по широкому кругу видов животных выясняется, что гипотеза X складывается. Впервые ученые проверили гипотезу по всем направлениям в области таксономии животных; ранее это было проверено только в нескольких группах животных.

«Мы изучили данные о продолжительности жизни не только приматов, других млекопитающих и птиц, но и рептилий, рыб, амфибий, паукообразных, тараканов, кузнечиков, жуков, бабочек и мотыльков», — говорят исследователи.

«И мы обнаружили, что в этом широком диапазоне видов гетерогаметный пол имеет тенденцию умирать раньше, чем гомогаметный, и в среднем на 17,6% раньше».

Птицы, бабочки и мотыльки

Интересно, что исследователи наблюдали такую ​​же закономерность в классах животных, обладающих собственной уникальной парой половых хромосом, которые являются противоположностью всех других животных.

У птиц, бабочек и мотыльков самец этого вида имеет гомогаметные половые хромосомы (обозначается ZZ), а самка — гетерогаметные хромосомы (ZW). Птицы-самки, бабочки и мотыльки обычно умирали раньше, чем самцы, подтверждая гипотезу о неохраняемой Х — хотя, строго говоря, это неохраняемая Z в этом случае.

Но хотя это исследование подтверждает, что гипотеза Х является разумным объяснением того, почему один пол в среднем переживает другой, была одна статистика, которая застала ученых врасплох.

«Мы обнаружили меньшую разницу в продолжительности жизни самцов и самок у женских гетерогаметных видов по сравнению с самцами и самками у мужских гетерогаметных видов», — говорят ученые. «У видов, где самцы являются гетерогаметными (XY), самки живут почти на 21 процент дольше самцов. Но у видов птиц, бабочек и мотыльков, где самки являются гетерогаметными (ZW), самцы переживают самок только на 7 процентов».