Астрономия и космос

Oumuamua может быть остатком планеты, разорванной звездой на части

Oumuamua, первый межзвездный астероид, который пролетел через нашу солнечную систему, поднял много вопросов, когда он был обнаружен. Согласно новой модели, необычная форма и траектория объекта могут быть результатом разрушительного влияния домашней звезды.

В октябре 2017 года астрономы обнаружили странный объект, летящий через нашу солнечную систему. В отличие от большинства астероидов, представляющих собой округлые глыбы скал, этот объект был вытянутой формы длиной 400 метров, и его необычная траектория указывала, что он прибыл издалека. Затем, как ни странно, он пролетел мимо Солнца и ускорился.

Более тщательное исследование (включая проверку того, что это не космический корабль пришельцев) показало, что это был астероид, хотя и очень странный.

У него была не только странная форма, но он испускал газ, похожий на комету, что объясняло его необычное ускорение. Оумуамуа, как его впоследствии назвали, миллионы лет летел сквозь галактику и, кажется, возник где-то в направлении созвездия Лиры.

И теперь мы можем узнать, как он получил этот специфический набор характеристик. Исследователи из Академии наук Китая и Калифорнийского университета в Санта-Крузе разработали модель, которая могла бы учитывать форму, траекторию движения и необычное поведение. И, возможно, самое главное, что таких объектов может быть огромное количество, и поэтому обнаружения Оумуамуа не случайность.

Разработанная с использованием компьютерного моделирования, гипотеза, предложенная командой ученых, заключается в том, что Оумуамуа — это фрагмент планеты или другого крупного скалистого объекта, который подвергся процессу «приливного разрушения».

Рисунок, демонстрирующий процесс приливного разрушения, который может создавать вытянутые объекты, такие как Oumuamua © NAOC / Y. Zhang

Это означает, что он подошел слишком близко к своей звезде, где огромные гравитационные силы растягивают и разрывают родительское тело на части.

Этот сценарий также объясняет остальные странности Оумуамуа. Поверхность объекта могла бы растаять, находясь близко к звезде, а затем замерзнуть, когда он уходил от нее, образуя кору, которая удерживала бы все его части вместе в этой форме. Это воздействие также вырвало бы его из домашней системы в межзвездное пространство.

Модель Oumuamua-подобного объекта, созданная с помощью компьютерного моделирования ученых NAOC

Важно отметить, что модель объясняет его комето-подобные характеристики.

У комет есть хвосты, потому что они покрыты ледяными летучими соединениями, которые начинают таять при приближении к Солнцу. У Оумуамуа такого нет, но некоторые из этих летучих веществ были заперты в ловушку под поверхностью, которая начала выделять газ, когда он проходил мимо Солнца и нагревался — отсюда и его ускорение.

Это не первая история происхождения, которая была предложена для Oumuamua.

Другие астрономы предположили, что он был выброшен в глубины космоса гравитационным воздействием двойной звездной системы или даже просто проходящей звезды, которая вытеснила некоторые астероиды с их орбиты. Но ни одна из них не учитывает столько необычных свойств Oumuamua, как эта новая модель.

Исследование было опубликовано в журнале Nature Astronomy.