АнтропологияАрхеология

Неандертальцы изготавливали кожевенные инструменты из ребер зубров и бизонов

Ученые знают, что некоторые неандертальцы производили костяные орудия труда

Согласно новым исследованиям, проведенным палеоантропологами из Калифорнийского университета в Дэвисе, неандертальцы отбирали реберные кости у конкретных животных, чтобы сделать лиссуары (по-французски «сглаживатели») — это специальные костяные инструменты, которые были намеренно сформированы и использованы для обработки шкур животных, чтобы сделать их более мягкими и водостойкими.

Ученые знают, что некоторые неандертальцы производили костяные орудия труда. Они включают в себя открытие пяти почти идентичных фрагментов лиссуаров из двух палеолитических стоянок на юго-западе Франции: Печ-де-л-Азе I и Абри Пейрони.

Эти специализированные инструменты часто выглядят настолько гладкими, что невозможно сказать, от какого животного они произошли, просто взглянув на них.

Ученые использовали метод под названием Зооархеология с помощью масс-спектрометрии (ZooMS) для изучения остатков коллагенового белка из орудий

Метод масштабирования разбивает образцы на фрагменты, которые можно идентифицировать по их соотношению массы к заряду и использовать для восстановления исходной молекулы.

Обычно этот метод включает в себя сверление образца из кости. Чтобы избежать повреждения драгоценных образцов, исследователи смогли собрать образцы из пластиковых контейнеров, в которых хранились кости, и получить достаточно материала для проведения анализа.

Но другие кости животных из того же месторождения показывают, что олени (Rangifer tarandus) были гораздо более распространены и на них часто охотились.

Однако неандертальцы предпочитали использовать для изготовления специфических инструментов только ребра некоторых видов животных.

Результаты показывают, что кости, использованные для изготовления лиссуаров, в основном принадлежали животным из семейства рогатых, таким как бизон или зубр. © Martisius et al, doi: 10.1038/s41598-020-64358-w.

“Мы думаем, это показывает, что неандертальцы действительно знали, что делают», — говорят исследователи.

“Они намеренно собирали большие ребра, когда случайно натыкались на этих животных во время охоты, и они, возможно, даже хранили эти реберные инструменты в течение длительного времени”.

Бычьи ребра больше и жестче, чем оленьи, что делает их более пригодными для тяжелой работы по натиранию шкур, без износа и поломки.

» Неандертальцы знали, что для выполнения определенной задачи им нужен очень специфический инструмент. Они нашли тот материал, что работал лучше всего, и искали его, когда он был доступен».

Полученные результаты были опубликованы в журнале Scientific Reports.