КосмонавтикаПсихология

Психология полетов в глубокий космос

До сих пор пилотируемые космические миссии не ушли дальше Луны, а самый длинный период пребывания человека в космосе - 14 месяцев.

В пилотируемых космических миссиях участвует ряд психологических и межличностных стрессоров (cтрессор — фактор, вызывающий состояние стресса). Решение этих вопросов может стать серьезной проблемой, если мы собираемся отправиться на далекие планеты.

В этой статье рассматривается то, что мы знаем о психосоциальных проблемах из исследований на орбите, и обсуждаются будущие вызовы для людей, которые находятся далеко за пределами Земли.

До сих пор пилотируемые космические миссии не ушли дальше Луны, а самый длинный период пребывания человека в космосе — 14 месяцев. Используя современную двигательную технологию, полет в оба конца на Марс займет 2,5 года, а экспедиции на внешние планеты солнечной системы  — от 4,5 лет (для Юпитера) до 26,3 года (Нептун).

Если мы сможем разработать передовые двигательные установки, которые позволят нам путешествовать со скоростью от 10 до 20 процентов скорости света, то на односторонние экспедиции к звездам все равно потребуются десятилетия или столетия. Скорее всего, это повлечет за собой приведение членов экипажа в режим приостановленной жизнедеятельности или использование экипажей из нескольких поколений.

Космические миссии вызывают стресс. Периоды однообразия чередуются с периодами неистовой активности, организм должен адаптироваться к новым условиям микрогравитации, и потенциальная опасность в космическом вакууме всегда присутствует.

Люди, находящиеся в длительных изолированных миссиях за пределами Земли, столкнутся с дополнительными психологическими и межличностными стрессами, и важно разработать стратегии, чтобы справиться с ними.

Но прежде чем обсуждать меры противодействия таким трудностям в длительных пилотируемых космических полетах, давайте рассмотрим то, что мы в настоящее время знаем из исследований, проведенных недалеко от дома.

Психологические исследования на орбите

Ученые провели исследования психологических и межличностных проблем, затрагивающих членов экипажа и персонал управления полетами во время полетов на орбитальную станцию Мир и на МКС.

Психологи изучили астронавтов и космонавтов и 186 американских и российских сотрудников управления полетами, которые участвовали в космических полетах продолжительностью от четырех до семи месяцев.

Ученые не обнаружили существенных изменений в уровнях настроения членов экипажа и группового межличностного климата с течением времени. Тем не менее, имелись существенные доказательства того, что негативные эмоции вытесняются наружу, когда члены экипажа ощущали недостаток поддержки со стороны центра управления полетом.

Сплоченность экипажа положительно коррелировала с поддерживающей ролью командира миссии. Используя подобную методологию, эти результаты были воспроизведены в исследовании имитации космической станции в Пекине.

Также ученые обнаружили, что космические экипажи демонстрировали уменьшение объема и содержания своих сообщений и тенденцию фильтровать то, что они говорили внешнему персоналу, что исследователи назвали «психологическим закрытием».

Члены экипажа также больше общались с некоторыми людьми, чем с другими при управлении миссией. Чувствовалось, что это связано с процессом ухода и «автономизации», когда изолированные члены экипажа стали более эгоцентричными и воспринимали некоторых посторонних как потенциальных противников.

Ученые опросили 75 астронавтов и космонавтов и 106 сотрудников управления полетами, чтобы оценить межкультурные проблемы, которые могут привести к проблемам во время космических полетов.

Обе предметные группы оценили координационные конфликты между космическими организациями, связанными с полетами, как самую большую проблему, сопровождаемую недопониманием из-за простых недоразумений. Другие трудности были связаны с различиями в языке и стилях управления работой, а также с проблемами общения между персоналом управления миссиями и их группами поддержки.

Другие ученые исследовали космонавтов, чтобы получить представление о психологических проблемах во время экспедиции на Марс. Факторы, которые считались потенциально вызывающими проблемы, включали изоляцию и однообразие, задержки связи с Землей, связанные с расстоянием, различия в стиле управления между вовлеченными космическими агентствами и культурные проблемы, возникающие в результате международного состава экипажа.

Был проведен и контент-анализ личных журналов от 10 астронавтов на МКС. Он показал, что 88 процентов записей касались следующих категорий контента: работа, внешние коммуникации, настройка, групповое взаимодействие, отдых / досуг, оборудование, мероприятия, организация / управление, сон и питание.

Несмотря на 20-процентное увеличение межличностных проблем во второй половине миссий (таких как конфликты с членами экипажа), астронавты сообщили, что их жизнь в космосе оказалась не такой сложной, как они ожидали до запуска.

Земля в иллюминаторе 

Путешествие в космосе также может быть положительным опытом. Некоторые астронавты и космонавты сообщают о трансцендентных переживаниях, религиозных взглядах или лучшем ощущении единства человечества в результате наблюдения Земли из космоса. Например, в своем дневнике космонавт Валентин Лебедев пишет, что фотографирование Земли с космической станции «Салют-7» было спокойным и снимающим стресс опытом.

Расширяя новаторские исследования положительных факторов, ученые проанализировали опубликованные мемуары 125 космических путешественников. В результате пребывания в космосе астронавты и космонавты сообщали о  положительной оценке других людей и природы, духовности и силе.

Эти изменения, вероятно, отражали видение Земли как красивой, хрупкой сферы в бесконечном пространстве, без явных политических границ, разделяющих ее обитателей.

В ходе опроса 54 астронавтов и космонавтов, ученые обнаружили, что испытуемые оценили позитивное волнение, связанное с их миссией, как один из самых сильных факторов, усиливающих связь внутри экипажа и между членами экипажа и персоналом управления полетом на земле.

Психологи обнаружили, что каждый респондент сообщил, по крайней мере, о некоторых положительных изменениях в результате своего опыта. Кластерный анализ ответов на вопросник выявил восемь категорий: восприятие Земли, восприятие космоса, новые возможности, оценка жизни, личная сила, изменения в повседневной жизни, отношения с другими и духовные изменения.

Единственной категорией, показывающим значительные изменения, было восприятие Земли, и наблюдение за нашей родной планетой из космоса иногда приводило к изменению образа жизни после возвращения космического путешественника домой.

Например, три ответа (‘я осознал, насколько я дорожу землей», «я научился ценить хрупкость Земли» и «я получил более сильное представление о красоте земли») были значительно связаны с поведенческим пунктом «я увеличил свое участие в решении экологических проблем» после возвращения.

Миссии на другие планеты

Хотя созерцание прекрасной Земли и общение с семьей и друзьями на Земле могут быть положительными переживаниями, не вызывает сомнений, что жизнь с одними и теми же людьми в космосе в течение нескольких месяцев может привести к межличностным проблемам, которые трудно выразить открыто, учитывая тот факт, что от этих же людей зависит помощь в достижении целей миссии.

В таких условиях командир становится жизненно важной фигурой для сплоченности экипажа, а в многонациональных командах культурные различия (как национальные, так и организационные) могут вызывать стресс.

Напряженность внутри экипажа может быть перенесена на людей, находящихся на контроле миссии, что негативно влияет на связь экипажа с землей. Членам экипажа важно изучить стратегии преодоления психологических проблем, прежде чем они начнут появляться и приведут к дополнительным трудностям со членами экипажа и с контролем миссии.

Учитывая эти психосоциальные проблемы, затрагивающие членов экипажа во время полетов на орбите, что мы можем сказать о потенциальных проблемах в космических полетах за пределами Земли?

Межпланетные экспедиции будут включать в себя многие из тех же факторов стресса, что и миссии рядом с домом: микрогравитация, опасность, изоляция, заключение, разлучение с семьей и друзьями и ограниченная социальная среда.

Тем не менее, будут дополнительные стрессоры, которые будут влиять на людей, путешествующих в отдаленные уголки Солнечной системы. Экипаж будет испытывать сильное чувство изоляции и оторванности от Земли без малейшей надежды на эвакуацию или помощь с Земли во время чрезвычайных ситуаций.

Огромные расстояния увеличат среднее время двусторонней связи с Землей с 25 минут (Марс) до 500 минут (Нептун). Следовательно, члены экипажа будут гораздо более независимыми от контроля миссии, чем во время околоземных полетов, и им нужно будет планировать свое расписание и решать проблемы самостоятельно.

Наконец, ни один человек никогда в истории не воспринимал Землю как незначительную точку на небе, так называемый «феномен Земли вне поля зрения».

Поскольку созерцание Земли было оценено как главный положительный фактор пребывания в космосе, отсутствие этого опыта во время длительной экспедиционной миссии может привести к значительному усилению тоски по дому, депрессии и другим неприятным психологическим проблемам из-за глубокого чувства полной изоляции в космическом пространстве.

Осознание того, что Земля находится в миллиардах километрах, а за бортом космического корабля пугающая и убийственная пустота космоса, может крайне негативно сказаться на экипаже и привести к непредсказуемым последствиям.

Как справиться с трудностями межпланетных космических полетов

Имея дело с всеми вопросами, можно выработать концептуальные меры противодействия четырем областям: отбор экипажа, ориентация и подготовка перед полетом, мониторинг и поддержка в полете и реадаптация после полета на Землю.

Выбор экипажа должен включать людей, которым комфортно работать в одиночку над заданием, когда это необходимо, а также общаться со своими членами экипажа во время общественных мероприятий, таких как приемы пищи и торжества. Должны быть выбраны командиры, которые не только ориентированы на задачу, но и психологически чувствительны и поддерживают потребности экипажа.

Перед запуском члены экипажа и персонал управления миссией должны пройти тренинг по психосоциальному обучению, направленный на выявление и решение важных психологических и межличностных проблем, которые могут возникнуть в ходе миссии.

Тематические области должны включать в себя: способы работы и продуктивного взаимодействия в изолированных и ограниченных условиях; распознавание и решение интрапсихических и межличностных проблем; понимание культурных различий как проявлений вербального и невербального поведения; и как справиться с возросшей автономией и зависимостью от местных ресурсов.

Во время миссии экипаж должен пройти курсы повышения квалификации на основе компьютерной психосоциальной подготовки, чтобы напомнить им о ключевых вопросах, обсуждавшихся до запуска. Члены экипажа должны спланировать время для «учебных сессий», чтобы обсудить личные и межличностные проблемы и стрессоры, прежде чем они начнут появляться и станут проблемными.

Должны быть разработаны стратегии, позволяющие космическим путешественникам эффективно общаться с людьми на Земле из-за связанных с расстоянием задержек. Это может включать в себя написание сообщений электронной почты, в конце которых добавляются предлагаемые ответы, на которые получатель может ответить, чтобы минимизировать длительные обратные взаимодействия.

Система виртуальной реальности или бортовой телескоп, с помощью которого можно увидеть Землю в реальном времени, может помочь членам экипажа справиться с чувствами, связанными с разлукой с их родной планетой.

Для того, чтобы помочь возвращающимся членам экипажа и их семьям приспособиться к совместной жизни на Земле, необходимо использовать опросы по реадаптации после миссии и поддерживающие стратегии.

Эти стратегии должны включать защищенное личное время и методы борьбы со славой и популярностью, которые станут результатом очень заметных космических миссий, таких как первая экспедиция на Марс в начале 2030-х годов.

Межзвездное путешествие

Для многолетних полетов к окраинам Солнечной системы (например, к внешним планетам, Поясу Койпера или Облаку Оорта) или к звездам, на большие расстояния маловероятно, что путешествие с использованием современных двигательных систем будет осуществимо.

Необходимо будет рассмотреть новые двигательные установки и возможность перевода членов экипажа в режим длительного сна (анабиоза). Обе стратегии представляют технические проблемы, которые выходят за рамки данной статьи, более подробно о межзвездных полетах вы можете прочитать здесь.

Еще одним сценарием, который может применяться в межзвездных экспедициях, может быть использование гигантских автономных космических кораблей нескольких поколений.

Антрополог Джон Мур изучил некоторые практические вопросы такой миссии с участием команды из 150–180 человек в 200-летней экспедиции на Альфу Центавра.

Основываясь на своих компьютерных моделях, он предложил несколько принципов социальной инженерии для поддержания стабильного населения, которое гармонично бы потребляло ограниченные продукты питания, воду и бортовые космические ресурсы.

Эти стратегии включают в себя начало миссии с командой бездетных супружеских пар, которые должны были бы отложить рождение детей до 30 лет и ограничить количество детей, число которых должно соответствовать потребностям миссии в населении.

Этот цикл будет повторяться для последующих поколений. Результатом будет производство четко определенных демографических эшелонов примерно одинакового количества с течением времени, при этом люди будут группироваться по возрастным группам с разницей примерно в 30 лет.

Старшие члены воспитывали бы младших и служили учителями и советниками. Люди в среднем эшелоне будут выполнять обычные мероприятия по обслуживанию. В результате социальная сеть и использование ресурсов останутся стабильными на протяжении поколений.

Такой сценарий поднимает ряд психологических и социологических вопросов. Кто будет выбран для такой миссии? Сколько членов экипажа должно быть в начале миссии?

Сколько культурного и религиозного разнообразия можно допустить? Как можно обеспечить достаточно разнообразный генофонд, чтобы минимизировать появление опасных рецедивов и максимально повысить стабильность будущих поколений?

Какая система управления будет использоваться? Как население звездного корабля примет такую ​​социальную инженерию? Будут ли последующие поколения рассматривать такие эшелоны как нормальную часть жизни или они восстанут против такой регулируемой системы?

Поколение запуска, вероятно, вспомнит о жизни на Земле, а последующие поколения, возможно, захотят вернуться на родную планету. В качестве альтернативы, они могут пожелать продолжать путешествовать в космосе на своих знакомых и удобных космических кораблях до бесконечности, а не иметь дело с неизвестными проблемами новых миров или своими родственниками на Земле.

Как можно видеть, путешествие к далеким звездам представляет ряд психосоциальных проблем, которые будут проверять человеческую адаптивность и ресурсы. Надеемся, что к моменту планирования таких миссий у нас будет достаточно опыта межпланетных путешествий, чтобы позволить экипажам межзвездных кораблей эффективно решать новые психологические и социальные проблемы.

Показать больше
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Back to top button