БиологияПалеонтология

Ученые выясняют, чем питались бронированные динозавры

Бореалопельта (Borealopelta) — анкилозавр из Северной Америки, обитал в меловом периоде 112-110 млн лет назад

Более 110 миллионов лет назад неуклюжий 1300-килограммовый, покрытый броней динозавр съел свою последнюю еду, умер и был смыт в море в том месте, что является теперь северной Альбертой.

Затем этот древний зверь опустился на колючую спину, взбивая грязь на морском дне, которое его погребло, — пока его окаменелое тело не было обнаружено в 2011 году.

С тех пор исследователи в Королевском музее палеонтологии им. Тиррелла в Драмхеллере, Университете Брэндона и Университете Саскачевана (США) работают над раскрытием многих секретов нодозавра — включая то, что этот большой бронированный динозавр (тип анкилозавра) съел во время своей последней трапезы.

«Обнаружение фактического сохраненного содержимого желудка у динозавра чрезвычайно редко, и этот желудок, восстановленный из мумифицированного нодозавра, безусловно, является самым хорошо сохранившимся желудком динозавра, когда-либо найденным на сегодняшний день», — сказал Джим Бейсингер, член команды, которая анализировала содержимое желудка динозавра.

Было много предположений о том, что ели динозавры, но очень мало известно. В только что опубликованной статье ученые предоставляют подробные и окончательные доказательства диеты крупных динозавров, питающихся растениями.

«Это новое исследование меняет то, что мы знаем о рационе крупных травоядных динозавров», — говорят ученые. «Наши результаты также замечательны тем, что они могут рассказать нам о взаимодействии животного с окружающей средой, детали, которые мы обычно не получаем только от скелета динозавра».

Предыдущие исследования показали наличие семян и веток в кишечнике, но они не предоставили информации о видах растений, которые были съедены. В то время как форма зуба и челюсти, доступность растений и усвояемость породили немало спекуляций, употребление конкретных растений травоядными динозаврами было в значительной степени загадкой.

Итак, что было последним приемом пищи для Borealopelta markmitchelli ?

«Последний прием пищи нашего динозавра состоял в основном из листьев папоротника — 88% разжеванного листового материала и 7% стеблей и веточек», —  говорят исследователи.

«Когда мы исследовали тонкие срезы содержимого желудка под микроскопом, мы были шокированы, увидев прекрасно сохранившийся и концентрированный растительный материал. В морских породах мы почти никогда не видим такого превосходного сохранения листьев, в том числе микроскопических спор папоротников.»

Ученые сравнили содержимое желудка с пищевыми растениями, о которых известно, что они были получены в результате изучения ископаемых листьев того же периода в регионе.

Они обнаружили, что динозавр был придирчивым, предпочитая есть определенные папоротники (leptosporangiate, самая большая группа папоротников сегодня) по сравнению с другими, и не ел много листьев саговника и хвойных деревьев, характерных для раннемелового ландшафта.

В частности, команда определила 48 палиноморфов (микрофоссилий, таких как пыльца и споры), включая мох или печеночник, 26 папоротников, 13 голосеменных (в основном хвойных) и два покрытосеменных растения (цветущие растения).

Кроме того, в желудке содержится значительное количество древесного угля от обгоревших фрагментов растений, что указывает на то, что животное находилось в недавно сожженном месте и воспользовалось недавним пожаром и появлением папоротников, который часто появляется на обожженном ландшафте.

«Взятые вместе, эти результаты позволяют нам сделать выводы об экологии животного, в том числе о том, насколько избирательно оно было при выборе растений для употребления в пищу и как оно могло использовать территорию после лесных пожаров».