Астрономия и космосПланетология

Неожиданная молекула найдена в атмосфере экзопланеты

Ученые исследовали экзопланету WASP-43b, планету размером с Юпитер, расположенную на близкой орбите вокруг ее звезды WASP-43 в 284 световых годах от Земли

Астрономы обнаружили сигнатуру оксида алюминия (AlO) в спектре экзопланеты WASP-43b, что  стало неожиданностью, поскольку ожидается, что AlO будет скрыт в нижних слоях атмосферы. Всего лишь второй раз астрономы наблюдают эту молекулу в атмосфере экзопланеты.

Ученые в основном используют косвенные методы наблюдения для идентификации планет вокруг других звезд. Они ищут изменения в интенсивности звезды, вызванные движущейся перед ней планетой, или определяют, колеблется ли звезда из-за гравитации планеты.

Чтобы исследовать состав атмосферы экзопланеты, астрономы измеряют ее спектр — штрих-код, отпечатанный в свете звезды, когда свет проходит через атмосферу.

Астрономы из SRON — Нидерландского института космических исследований теперь сделали вывод о неожиданном присутствии оксида алюминия (AlO) в атмосфере экзопланеты.

Они исследовали экзопланету WASP-43b, планету размером с Юпитер, расположенную на близкой орбите вокруг ее звезды WASP-43 в 284 световых годах от Земли.

Обычно AlO прячется глубоко в атмосфере, невидимой для инфракрасного прибора космического телескопа Хаббла, используемого исследователями. Одно логическое объяснение состоит в том, что сильные ветры сотрясают слои атмосферы.

«Присутствие AlO в области атмосферы, которую мы можем проанализировать, является очень захватывающим, поскольку это действительно неожиданно», — говорят ученые.

«Это случилось всего лишь во второй раз в истории наблюдений, когда кто-то видел AlO в атмосфере экзопланеты. В настоящее время остается загадкой, почему мы это видим, поскольку этого не ожидается при температурах и давлениях региона, который мы исследуем. Мы можем строить предположения относительно причин, которые включают в себя наличие сильной турбулентности, вытягивающей газ из нижних слоев атмосферы.»

Будущие телескопы, такие как космический телескоп Джеймса Уэбба и ARIEL — с участием SRON — дадут астрономам более глубокое понимание гигантских экзопланет, таких как WASP-43b.

Это поможет им выяснить, является ли присутствие AlO широко распространенным, и, следовательно, узнать больше информации о динамике и формировании этих планет.

Katy L. Chubb, Michiel Min, Yui Kawashima, Christiane Helling, and Ingo Waldmann, ‘Aluminium oxide in the atmosphere of hot Jupiter WASP-43b’, Astronomy & Astrophysics, arxiv.org/abs/2004.13679