АнтропологияГенетикаИстория

Контакт полинезийцев и южно-американцев был до прибытия европейцев

Анализ ДНК указывает на то, что полинезийцы и коренные американцы не только встречались, но и имели потомство, что нашло отражение в современных популяциях.

Археологическая загадка, возможно, была решена с помощью анализа ДНК, проведенного группой стэнфордских ученых-медиков во главе с Александром Иоаннидисом, который указывает на то, что коренные американцы и полинезийцы вступили в контакт за столетия до прибытия первых европейцев.

В 1947 году молодой Тур Хейердал и пять единомышленников-исследователей отправились из Перу на примитивном бальсовом плоту в эпическое 101-дневное путешествие через 8000 км открытого моря.

Цель этого драматического эксперимента состояла в том, чтобы ответить на вопрос, который десятилетиями ставил ученых в тупик. Почему между коренными жителями западного побережья Южной Америки и жителями Полинезии было так много общего в некоторых словах, произведениях искусства и даже культурах?

Полинезийцы и южноамериканцы не связаны между собой, причем считается, что южноамериканцы произошли от людей, мигрировавших из Северной Америки, в то время как полинезийцы мигрировали гораздо позже через Тихий океан из Юго-Восточной Азии.

Однако некоторые произведения полинезийского искусства напоминают те, что были найдены в андских цивилизациях Южной Америки, и некоторые Андские и полинезийские слова звучат очень похоже, но самой большой загадкой было то, что полинезийцы выращивали сладкий картофель – растение, родом из Южной Америки. Еще более интригующим является сходство между словом, обозначающим сладкий картофель в полинезийском и различных Андских языках.

Проблема заключалась в том, что два народа были разделены тысячами километров открытого океана. У полинезийцев были большие плавучие каноэ, но ветры и течения помешали бы им достичь Южной Америки, в то время как на стороне южноамериканцев был ветер и течение, чтобы дрейфовать на Запад, их морские суда были ограничены хрупкими прибрежными плотами, сделанными из бальзового дерева.

Цель путешествия Хейердала состояла в том, чтобы выяснить, могли ли южноамериканцы плыть или дрейфовать в Полинезию. Несмотря на то, что они оказались на рифе, путешествие Кон-Тики прошло успешно. Однако это только доказывало, что такое путешествие возможно, а не то, что оно действительно произошло.

Целью Стэнфордского исследования был сбор прямых доказательств того, что полинезийцы и коренные американцы не только встречались, но и имели потомство, что нашло отражение в современных популяциях.

Они были бы выявлены с помощью глубокого геномного анализа, который включает секвенирование геномов в поисках фрагментов, характерных для каждой популяции и сегментов, унаследованных от одного и того же предка поколения назад.

Это не первый случай, когда ДНК была привлечена к решению такой проблемы. Ранние генетические тесты были сосредоточены на сладком картофеле и на том, как или если те, что выращиваются в Полинезии, связаны с теми, что в Южной Америке, но генетическое происхождение сладкого картофеля было слишком сложным, чтобы дать окончательный ответ.

Вместо этого ученые сосредоточились на 807 образцах от людей на 17 Полинезийских островах и от 15 групп коренных американцев вдоль тихоокеанского побережья Америки от Мексики до Чили.

Предпочтение отдавалось современным образцам ДНК, поскольку, как известно в тропиках, образцы из археологических памятников были слишком деградированы. Оттуда они смогли проследить общие генетические признаки ДНК коренных американцев и полинезийцев на протяжении веков примерно до 1200 года н. э., что, по словам Иоаннидиса, «примерно в то время, когда эти острова были первоначально заселены коренными полинезийцами”, и более чем за 250 лет до того, как первые европейцы достигли Южной Америки.

Согласно докладу, ДНК указывает на генетическое смешение людей из Полинезии и нынешней Колумбии из-за того, что полинезийцы высадились намеренно или случайно в Южной Америке по крайней мере один раз, хотя также возможно, что плот из Южной Америки из-за шторма дрейфовал на запад, что также может объяснить миграцию сладкого картофеля.

«Если вы подумаете о том, как рассказывается история для этого периода времени, это почти всегда история европейского завоевания, и вы никогда не услышите о всех остальных», — говорит Александр Иоаннидис. «Я думаю, что наша работа помогает собрать воедино эти не-рассказанные истории – и тот факт, что она может быть выявлена с помощью генетики, очень волнует меня.»

Исследование было опубликовано в журнале Nature.

Показать больше
Back to top button