Астрономия и космос

Астрономы определили лучшее место на Земле для телескопа

Международная команда астрономов определила лучшее место на Земле для установки телескопа. Согласно исследованию, высокое плато в Восточной Антарктиде будет давать исключительно четкое представление о звездах, даже превосходя другие места на Полярном континенте.

Телескопы на Земле должны бороться со всевозможными проблемами. Турбулентность в атмосфере может исказить качество изображения, небо может быть размыто световым загрязнением из близлежащих городов, а растущая группировка спутников делает невозможным вообще что-либо увидеть.

Снижение видимости — это одна из самых больших проблем наземных телескопов: в то время, как крупные телескопы имеют теоретическое разрешение в несколько тысячных долей угловой секунды, фактически их разрешение ограничено атмосферой минимум в сотни раз. Вот почему такие телескопы, как Хаббл и Спитцер, наблюдают за вселенной из космоса, а на наземных применяется адаптивная оптика.

И теперь новое исследование выявило, что является лучшим местом на Земле для наземного телескопа. Купол А, или купол Аргуса, — это ледяной купол на Антарктическом плато, расположенный примерно в 1200 км вглубь суши на восточной стороне замерзшего континента. Он расположен на высоте более 4000 метров и признан одним из самых холодных мест на планете, что вместе означает, что атмосфера там тонкая и прозрачная.

«Телескоп, расположенный в Куполе А, может превзойти аналогичный телескоп, расположенный в любом другом месте на планете»,-говорит Пол Хиксон, соавтор нового исследования.

«Сочетание большой высоты, низкой температуры, длительных периодов непрерывной темноты и исключительно стабильной атмосферы делает купол очень привлекательным местом для оптической и инфракрасной астрономии. Телескоп, расположенный там, получал бы более четкие изображения и мог бы обнаружить более слабые объекты.”

Астрономы измеряют атмосферную турбулентность с помощью «видимого» числа в угловых секундах    (полуширины оптической яркости видимого диска), и чем оно меньше, тем лучше. Некоторые из лучших астрономических мест в мире, такие как обсерватории в Чили и на Гавайях, имеют цифры от 0,5 до 0,8 угловых секунд. Но Купол А может похвастаться тем, что видит всего 0,13 угловых секунды ночью.

Это означает, что он также превосходит другие перспективные районы Антарктики, такие как Купол C, с видимостью от 0,23 до 0,36 угловых секунд и хребет A, с видимостью около 0,2 угловых секунд.

Команда исследователей провела эти измерения с помощью прибора, называемого монитором движения с дифференциальным изображением, на высоте 8 метров. Это оказалось сравнимым с высотой 20 метров у купола C, выделив купол A как лучшее место.

Ученые также говорят, что мороз оказался помехой для эксперимента, но, найдя пути решения этой проблемы, можно улучшить зрение телескопа еще на 10-12 процентов.

Исследование было опубликовано в журнале Nature.