АнтропологияАрхеологияГенетика

ДНК неопознанного предка была передана современным людям

Новый анализ древних геномов предполагает, что разные ветви генеалогического древа человека многократно скрещивались, и что некоторые люди несут ДНК архаичного, неизвестного предка.

Примерно 50 000 лет назад группа людей мигрировала из Африки и скрестилась с неандертальцами в Евразии. Но это не единственный раз, когда наши древние предки человека и их родственники обменивались ДНК.

Секвенирование геномов неандертальцев и менее известной древней группы, денисовцев, дало много нового понимания этих событий скрещивания и перемещения древних человеческих популяций.

В новой статье исследователи представили алгоритм анализа геномов, который может идентифицировать сегменты ДНК, принадлежащие другим видам, даже если этот поток генов произошел тысячи лет назад и пришел из неизвестного источника.

Они использовали алгоритм, чтобы изучить геномы двух неандертальцев, денисовца и двух африканцев. Исследователи нашли доказательства того, что 3 процента генома неандертальцев произошли от древних людей, и подсчитали, что скрещивание произошло между 200 000 и 300 000 лет назад.

Более того, 1 процент денисовского генома, вероятно, произошел от неизвестного и более дальнего родственника, возможно, Homo erectus, и около 15% этих «супер-архаичных» областей генома могли быть переданы современным людям, живущим сегодня.

Новые результаты подтверждают ранее описанные случаи передачи генов между древними людьми и их собратьями, а также указывают на новые случаи межродового скрещивания.

Учитывая количество этих событий, исследователи говорят, что генетический обмен вероятен всякий раз, когда две группы людей пересекались во времени и пространстве. Новый алгоритм решает сложную проблему выявления крошечных остатков потока генов, которые произошли сотни тысяч лет назад, когда доступна лишь горстка древних геномов.

Этот алгоритм также может быть полезен для изучения потока генов у других видов, где происходило скрещивание, например, у волков и собак.

«Я считаю интересным в этой работе то, что она демонстрирует то, что вы можете узнать о глубокой истории человечества, совместно реконструируя полную эволюционную историю последовательностей генов как современных людей, так и древних гоминидов», — сказал автор исследования Адам Сипел.

«Новый алгоритм ARGweaver-D, способен возвращаться во времени дальше, чем любой другой вычислительный метод, который я видел. Он кажется особенно эффективным для обнаружения древней интрогрессии».

Hubisz MJ, Williams AL, Siepel A (2020) Mapping gene flow between ancient hominins through demography-aware inference of the ancestral recombination graph. PLoS Genet 16(8): e1008895. doi.org/10.1371/journal.pgen.1008895