Медицина и здоровьеНейробиология

Синтетические молекулы восстанавливают функцию мозга, потерянную из-за болезней и травм

Мозг представляет собой невероятно сложную сеть нейронных связей, но при некоторых неврологических расстройствах эти связи могут быть потеряны. Исследователи из Великобритании, Германии и Японии создали синтетические молекулы, которые могут помочь их исправить, а тесты на культивируемых клетках и мышах показывают многообещающие результаты в лечении болезней и травм.

Травмы позвоночника могут быть чрезвычайно тяжелыми, поскольку разорванные соединения препятствуют передаче сигналов от мозга к нервам и мышцам. Заболевания, подобные болезни Альцгеймера, также могут начать разрушать нейроны и их связи, что приводит к потере памяти, нарушению связи и поведенческим изменениям.

Чтобы найти потенциальные методы лечения таких состояний, исследователи обратились к группе белков, называемых синаптическими организаторами.

Эти молекулы помогают связывать нейроны через синапсы, поддерживая многочисленные связи нервной системы. Была надежда, что путем смешивания и сопоставления полезных свойств этих белков исследователи смогут разработать искусственные синаптические организаторы, которые смогут восстановить некоторые связи, утраченные в результате травмы или болезни.

Мы создали молекулу, которая, по нашему мнению, поможет восстановить или заменить нейронные связи простым и эффективным способом.

В конце концов ученые остановились на особой искусственной молекуле под названием CPTX, которая очень хорошо работала в выращенных в лаборатории культурах клеток для организации связей между нейронами.

«Повреждение головного или спинного мозга часто в первую очередь связано с потерей нейронных связей, что в конечном итоге приводит к гибели нейронных клеток», — говорит Раду Арическу, автор исследования.

«До гибели нейронов есть окно возможностей, когда этот процесс можно в принципе обратить вспять. Мы создали молекулу, которая, как мы считаем, поможет восстановить или заменить нейронные связи простым и эффективным способом».

Затем ученые проверили молекулу на животных, вводя CPTX в мозг мышей с такими состояниями, как мозжечковая атаксия, болезнь Альцгеймера и травмы спинного мозга.

Во всех случаях они наблюдали восстановление нейронных связей, при этом животные лучше справлялись с тестами на память, координацию и движения. Одна инъекция улучшала ситуацию примерно на неделю в модели атаксии и до восьми недель у мышей с поврежденным спинным мозгом.

Исследователи говорят, что они разрабатывают новые версии CPTX, которые могут быть более стабильными и эффективными. Будем надеяться, что дальнейшая работа позволит выяснить, будут ли инъекции эффективны для людей.

Исследование опубликовано в журнале Science.