Астрономия и космос

Астрономы наблюдают яркий релятивистский джет из далекого блазара

Астрономы наблюдали яркую одностороннюю струю материала, выбрасываемую со скоростью три четверти скорости света из ядра блазара PSO J030947.49 + 271757.31 (далее PSO J0309 + 27).

Блазары — это активные галактические ядра с релятивистскими струями материи, несущимися к нам почти в лоб со скоростью света.

Они светятся не только видимым светом, но и всеми видами излучения, от радиоволн до гамма-лучей.

Несмотря на интенсивные наблюдательные и теоретические усилия в течение нескольких десятилетий, детали астрофизики блазаров остаются не очень понятными.

Обнаруженный в 2019 году объект PSO J0309 + 27 находится примерно в 12,8 миллиарда световых лет от Земли.

Объект виден таким, каким он был, когда Вселенной было менее миллиарда лет, или чуть более 7% от ее нынешнего возраста.

Это самый яркий радиоизлучающий блазар, который когда-либо видели на таком расстоянии. Это также второй по яркости блазар, излучающий рентгеновские лучи на таком расстоянии.

В новом исследовании астроном из Болонского университета провели последующие наблюдения PSO J0309 + 27 с помощью телескопов Jansky Very Large Array (VLA) и системы очень длинных базовых линий (VLBA).

«На новом изображении самое яркое радиоизлучение исходит из ядра галактики в правом нижнем углу», — сказали исследователи. «Джет приводится в движение гравитационной энергией сверхмассивной черной дыры в ядре и движется наружу, к левому верхнему углу».

«Видимый здесь джет простирается примерно на 1600 световых лет и показывает структуру внутри».

Анализ свойств PSO J0309 + 27 обеспечивает поддержку некоторых теоретических моделей того, почему блазары редки в ранней Вселенной.

«Если PSO J0309 + 27 является настоящим блазаром, о чем свидетельствуют его рентгеновские свойства, то мы обнаруживаем, что его объемный фактор Лоренца должен быть относительно низким», — написали ученые в своей статье (Лоренц-фактор в релятивистской кинематике это монотонно возрастающая функция скорости, которая стремится к бесконечности, когда скорость стремится к скорости света).

«Это значение будет в пользу сценария, предлагаемого в настоящее время, чтобы согласовать малочисленность блазаров с большим красным смещением с текущими прогнозами».

«Тем не менее, мы не можем исключить, что PSO J0309 + 27 виден под большим углом обзора, что означает, что рентгеновское излучение должно быть усилено, например, за счет обратного комптоновского рассеяния на космическом микроволновом фоне».

«Более строгие ограничения на объемный фактор Лоренца в PSO J0309 + 27 и на эти факторы в других блазарах с высоким красным смещением необходимы, чтобы проверить, действительно ли их свойства отличаются от свойств популяции блазаров с низким красным смещением».

Результаты были опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.