Астрономия и космос

Черная дыра вспыхивает в точном 114-дневном цикле

Несмотря на свое название, черные дыры могут испускать яркие вспышки света, обычно когда они поглощают звезды, которые подходят слишком близко. Большинство из них — разовые события, но теперь астрономы обнаружили внегалактическое событие, которое срабатывает, как часы, каждые 114 дней.

Вспышки исходят от галактики на расстоянии около 570 миллионов световых лет от нас, и они были названы ASASSN-14ko в честь обзора неба по поиску сверхновых — All-Sky Automated Survey for Supernovae (ASAS-SN), который помог их обнаружить. Первое обнаружение произошло 14 ноября 2014 года, и в то время считалось, что это обычная сверхновая.

Но несколько лет спустя астрономы, участвовавшие в новом исследовании, изучили данные ASAS-SN и обнаружили 17 других вспышек, возникших в том же месте. Что еще более странно, каждая из них находилась на расстоянии 114 дней друг от друга, создавая странную закономерность для такого рода космических явлений.

Это исключило появление сверхновых — это разовые события (возможно, за очень редкими исключениями). Вместо этого исследователи выдвинули гипотезу, что вспышки исходили от звезды, оказавшейся на смертельной орбите вокруг сверхмассивной черной дыры.

В отличие от примерно круговой траектории, по которой Земля движется вокруг Солнца, орбита этой звезды будет чрезвычайно вытянутой: она будет скользить очень близко к черной дыре, прежде чем ее выбросит наружу, а затем затянет обратно, чтобы повторять цикл каждые 114 дней. Это те близкие встречи, которые, вероятно, связаны с вспышками, поскольку материал срывается с поверхности звезды.

Астрономы заметили множество таких вспышек, известных как приливные сбои, в прошлом, но обычно они случаются только один раз, прежде чем звезда разорвется на части. Повторяющееся событие, не говоря уже о таком предсказуемом цикле, — это новое открытие.

«Это действительно захватывающе, потому что мы видели, как черные дыры делают много вещей, но мы никогда не видели, чтобы они делали что-то подобное — вызывали это регулярное извержение света — раньше», — говорит Патрик Валлели, соавтор исследования.

Чтобы подтвердить цикл, исследователи предсказали даты на 2020 год, когда должны появиться вспышки: 17 мая, 7 сентября и 26 декабря. И действительно, вспышки каждый раз появлялись точно по сигналу.

Это открытие может помочь астрономам обнаружить больше таких событий в космосе, а также дать новые подсказки о звездах и черных дырах.

Исследование должно быть опубликовано в Astrophysical Journal. Анимацию события можно увидеть на видео ниже.

Александр Киселев
Участник

A wonderful creature дырдочка we love you very much.

Благодарю за науку.