Астрономия и космосПланетология

Обнаружена безоблачная экзопланета Горячий Юпитер — WASP-62b

Безоблачные экзопланеты чрезвычайно редки; по оценкам астрономов, менее 7% экзопланет имеют чистую атмосферу.

Например, первая и единственная известная экзопланета с чистой атмосферой, WASP-96b, была обнаружена в 2018 году.

Астрономы считают, что изучение экзопланет с безоблачной атмосферой может привести к лучшему пониманию того, как они образовались.

«Их редкость предполагает, что происходит что-то еще или они сформировались иначе, чем большинство планет», — сказал Мунацза Алам, астроном из Гарвардского и Смитсоновского центра астрофизики.

Чистая атмосфера также упрощает изучение химического состава планет, что может помочь определить, из чего состоит планета.

«Горячий Юпитер» WASP-62b был впервые обнаружен в 2012 году в ходе южного обзора Wide Angle Search for Planets (WASP). Однако его атмосфера до сих пор не изучалась внимательно.

Экзопланета вращается вокруг WASP-62, звезды F-типа, расположенной в 575 световых годах от нас в созвездии Золотая Рыба.

Масса инопланетного мира составляет примерно половину массы Юпитера и он обращается вокруг своей звезды один раз за 4,4 дня на расстоянии 0,06 а.е. Эта близость к звезде делает его очень горячим, отсюда и название «горячий Юпитер».

Используя космический телескоп Хаббл, Алам и его коллеги записали данные и наблюдения WASP-62b с помощью спектроскопии, исследования электромагнитного излучения для обнаружения химических элементов.

Астрономы специально наблюдали за планетой, когда она трижды пролетела перед своей звездой, проводя наблюдения в видимом свете, которые могут обнаружить присутствие натрия и калия в атмосфере планеты.

«Должен признаться, что сначала меня не слишком волновала эта планета. Но как только я начал просматривать данные, я был взволнован», — сказал Алам.

Хотя никаких доказательств наличия калия не было, присутствие натрия было поразительно очевидным.

Исследователи смогли просмотреть полные линии поглощения натрия в своих данных или их полный отпечаток.

«Облака или дымка в атмосфере скрыли бы полную сигнатуру натрия, и астрономы обычно могут различить лишь небольшие намеки на его присутствие», — сказал Алам. «Наше открытие — это свидетельство того, что мы видим чистую атмосферу».

Чистая атмосфера облегчает изучение химического состава планет, что помогает определить, из чего состоит планета.

С запуском космического телескопа Джеймс Уэбб в октябре этого года ученые надеется получить новые возможности для изучения и лучшего понимания WASP-62b. Усовершенствованные технологии телескопа, такие как более высокое разрешение и лучшая точность, должны помочь им исследовать атмосферу еще ближе, чтобы обнаружить присутствие большего количества элементов, таких как кремний.

Исследование было опубликовано в Astrophysical Journal Letters.