БиологияПалеонтология

Палеонтологи нашли хорошо сохранившийся череп утконосого динозавра

Хорошая сохранность черепа Parasaurolophus cyrtocristatus, вида утконосого динозавра, жившего в меловой период, наконец, выявила структуру его причудливого орнаментального гребня после десятилетий разногласий.

Parasaurolophus (паразауролофы или паразавролофы) — это род травоядных орнитоподовых динозавров, который характеризуется поразительным трубчатым гребнем на голове.

Три признанных в настоящее время вида, Parasaurolophus walkeri, P. tubicen и P. cyrtocristatus, жили на территории современной Северной Америки около 76,5-73 миллионов лет назад (Меловой период).

В отличие от Parasaurolophus walkeri и P. tubicen, которые имеют длинные слегка изогнутые гребни, P. cyrtocristatus уникален тем, что имеет более короткий гребень, который резко изгибается над задним концом черепа.

“Сохранение этого нового черепа впечатляет, наконец-то раскрывая в деталях кости, составляющие гребень этого удивительного динозавра, известного почти каждому одержимому динозаврами ребенку”,-сказал соавтор работы доктор Джо Сертич.

Parasaurolophus cyrtocristatus был ранее известен по одному частичному экземпляру, найденному в Нью-Мексико в 1923 году. Новый череп был обнаружен в 2017 году на северо-западе штата Нью-Мексико.

Около 75 миллионов лет назад, когда в этом регионе обитал Parasaurolophus cyrtocristatus, Северная Америка была разделена на две части широким морским путем.

Ларамидия, полоса земли на западе, простиралась от сегодняшней Аляски до центральной Мексики, где было множество эпизодов горообразования на ранних этапах возникновения сегодняшних Скалистых гор. Эти горообразовательные события помогли сохранить разнообразные экосистемы динозавров вдоль восточных склонов.

Parasaurolophus cyrtocristatus делил пышные субтропические поймы с другими, лишенными гребней утконосыми динозаврами, разнообразным набором рогатых динозавров и ранними тираннозаврами наряду со многими возникающими современными группами аллигаторов, черепах и растений.

“Череп Parasaurolophus cyrtocristatus все еще не полностью известен, поэтому более полный материал, вероятно, откроет новые особенности, которые еще больше дифференцируют этот вид и помогут определить темпы эволюции декоративного гребня”, — сказали палеонтологи.

Результаты исследования были опубликованы в журнале PeerJ.