Астрономия и космос

Астрономы обнаружили пропавшую галактическую материю

В течение десятилетий ученые были озадачены тем, почему они не могли объяснить всю материю во Вселенной так, как предсказывала теория

Астрономы впервые использовали далекие галактики как «мерцающие огни», чтобы найти и идентифицировать часть пропавшего вещества Млечного Пути.

На протяжении десятилетий ученые ломали голову над тем, почему они не могут объяснить всю материю во Вселенной, как это предсказывает теория. В то время как большая часть массы Вселенной считается загадочной темной материей и темной энергией, 5 процентов — это «нормальная материя», из которой состоят звезды, планеты, астероиды и вообще все на свете. Она известна как барионная материя.

Однако прямые измерения объяснили только половину ожидаемого барионного вещества.

Юаньмин Ван из школы физики Сиднейского университета, разработала гениальный метод, помогающий найти пропавшее вещество. Она применила свою технику, чтобы точно определить до сих пор необнаруженный поток холодного газа в Млечном Пути примерно в 10 световых годах от Земли. Облако имеет длину около триллиона километров и ширину 10 миллиардов километров, но весит только как наша Луны.

Результаты, опубликованные в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, предлагают ученым многообещающий способ найти пропавшее вещество Млечного Пути.

«Мы подозреваем, что большая часть «недостающей» барионной материи находится в форме облаков холодного газа либо в галактиках, либо между галактиками», — сказала Юаньмин Ван.

Этот газ невозможно обнаружить с помощью традиционных методов, поскольку он не излучает собственного видимого света и слишком холодный для обнаружения с помощью радиоастрономии.

Астрономы искали радиоисточники на далеком фоне, чтобы увидеть, как они «мерцают».

«Мы обнаружили пять мерцающих радиоисточников на гигантской линии в небе. Наш анализ показывает, что их свет, должно быть, прошел через один и тот же холодный сгусток газа».

Подобно тому, как видимый свет искажается при прохождении через нашу атмосферу, заставляя звезды мерцать, когда радиоволны проходят через материю, это также влияет на их яркость. Именно это «мерцание» обнаружили Юаньмин Ван и ее коллеги.

Водород замерзает при температуре около минус 260 градусов, и теоретики предположили, что часть недостающей барионной материи Вселенной может быть заперта в водородных «снежных облаках». Их практически невозможно обнаружить напрямую.

«Однако сейчас мы разработали метод идентификации таких сгустков «невидимого» холодного газа с использованием фоновых галактик в качестве подсказок», — говорят  ученые.

Данные для обнаружения газового облака были получены с помощью радиотелескопа CSIRO Australian Square Kilometer Array Pathfinder (ASKAP) в Западной Австралии.

Открытие дополняет растущий набор инструментов для астрономов в их поисках недостающей барионной материи Вселенной. Сюда входит метод, опубликованный в прошлом году покойным Жан-Пьером Маккаром из Университета Кертина, который использовал телескоп ASKAP CSIRO для оценки доли вещества в межгалактической среде, используя быстрые радиовсплески в качестве «станций космического взвешивания».