Тайна настила Дятлова по АПВЕРГИДу

Настил, который откопали 5 мая 1959 года в аномальном по высоте снежном сугробе, до сих пор является рукотворным сооружением Дятловцев, к которому у всех возникает больше всего вопросов.

0 1 934

Настил, который откопали 5 мая 1959 года в аномальном по высоте снежном сугробе, до сих пор является рукотворным сооружением Дятловцев, к которому у всех возникает больше всего вопросов.

Прежде всего задают вопрос о точном месте его нахождения и тут же предлагают слишком много вариантов его размещения. Но чтобы правильно ответить на его загадки крайне желательно найти его истинное положение в том районе. Если просто обратиться только к текстовым документам на эту тему, то здесь сразу появляется неопределенность.

К примеру указывают только расстояние от кедра до ручья, но ручей имеет длину больше километра и на такой примерно дистанции там находится больше десятка похожих кедров. Другая сложность в том, что в этом районе протекает три ручья и приток Лозьвы, который внешне очень похож на ручей и от этого путаница еще больше в поиске расположения настила.

Поэтому текстовые документы надо анализировать вместе с визуальными, то есть с историческими фотографиями 1959 года. На рисунке 1 представлена такая фотография. На ней прекрасно видна яма, на дне которой расположен настил, а самое главное — рядом расположен хороший естественный ориентир — тройное дерево своеобразной формы. Ручей на фото показан условно, так как он полностью скрыт снегом везде, кроме ямы, где прямо в ручье лежали тела туристов. Рядом с тройным деревом видна третья яма, содержание которой было сразу засекречено.

Подробно об этой яме написано в статье «Сугроб Дятлова по АПВЕРГИДу». К сожалению по этой фотографии вы не сможете привязать на карте этот настил к какому-либо месту, так как нет еще других ориентиров, например кедра или природного характерного места, например устье первого ручья, которое всегда показывают на картах. Здесь нужна еще более глобальная фотография. И удивительное дело на грани чуда, но такое фото нашлось. Неизвестный поисковик фотографируя знаменитый кедр в марте месяце случайно заснял тройное дерево и четвертый правый приток реки Лозьва. Это явно вышло случайно, потому что в марте месяце он еще не знал, что рядом с тройным деревом лежат его погибшие товарищи.

Рисунок 1 Настил и тройное дерево

Рассмотри теперь на рисунке 2 это очень нужное фото для окончательной привязки настила к естественным ориентирам , которые всегда показывают на картах. Чтобы сфотографировать знаменитый кедр и окрестности вокруг него, поисковик забрался на ближайшую возвышенность и сделал этот ценный для нас кадр.

Внизу мы видим протекающий 4-й правый приток реки Лозьва. Он начинает свой путь прямо со склона горы 1079 (на современных картах это гора Холатчахль, высота 1096,7м) и вначале течет с запада на восток, но потом круто поворачивает на север и течет в сторону Лозьвы.

Этот поворот мы и наблюдаем внизу слева на фото. Но самое главное для нас, мы на этом фото видим тройное дерево и сразу понимаем, что мимо него как раз и течет первый ручей. Этот ручей перед впадением в правый приток делает характерную петлю, по которой его не спутаешь с другими ручьями.

Рисунок 2 Кедр и тройное дерево

Некоторые спрашивают, почему именно этот ручей называют первым ? Потому что он первым впадает в 4-й правый приток реки Лозьва. У картографов негласно так принято называть безымянные ручьи. По предыдущему фото мы уже знаем, что рядом с тройным деревом под толстым слоем снега находится настил.

А вот где находится на этом фото знаменитый кедр нам подскажет текстовый документ, а именно рукописный протокол Осмотра места обнаружения трупов от 6 мая 1959 г. лист 342 уголовного дела без номера (далее УД) написанный лично прокурором г. Ивдель Темпаловым, дословно «…. На склоне западной стороны высоты 880 от известного кедра в 50 метрах в ручье первом обнаружены четыре трупа из них три мужчины и одна женщина …».

Как мы видели по рисунку 1, тела туристов лежали совсем рядом с настилом, так что эти 50 метров вполне обоснованно относятся и к нему, а высота 880 на современных картах обозначается как высота 905,4 м. Здесь же, на этой фотографии, хотим обратить внимание читателей на лес, который расположился между тройным деревом и высотой 1079 еще в марте 1959 года, этот довольно густой лес тянется примерно на полкилометра в сторону горы и эта будет использована при обсуждении вопроса — возможно ли ветром нанести снег со склона горы сюда на первый ручей ?

Тут конечно некоторые читатели сразу спросят — а как на фотографии определить расстояние между объектами, зафиксированные на ней ? Для ответа на этот вопрос лучше всего подходит фотография на рисунке 3, которая сама по себе просто уникальна и к тому же связана с настилом.

Рисунок 3 Вид двух кедров со стороны настила

Прежде чем разбирать фото на рисунке 3, обратимся к текстовому документу. Полковник Ортюков утром 5 мая 1959 года послал радиограмму следующего содержания, дословно «5/5 в 9 часов 30 минут куриковыми в 50 мтр югозападней кедра на месте рубленого ельника на глубине 10 см были обнаружены черные хлопчатобумажные спортивные брюки без правой штанины с задней части обгорелые правая штанина отрезана ножом тчк …».

Здесь 5/5 означает 5 мая, а после отправки этой радиограммы кто-то из поисковиков сфотографировал эти брюки без правой штанины на фоне знаменитого кедра. Самое удивительное в этом то, что это единственный снимок, где этот кедр показан во весь свой могучий рост, а заодно в этот кадр попал его более молодой собрат.

Внизу в кадр попала веточка пихты. Полковник, говоря о елках, здесь ошибся. Елки и пихты очень похоже друг на друга, только у пихты длинные и мягкие иголки, слегка сплюснутые, а у елки они короткие, острые, очень колючие и торчат во все стороны, как у ершика. Это фото важно нам еще и тем, что за спиной у фотографа совсем рядом находится настил. Поэтому было очень интересно определить по данной фотографии расстояние от брюк до кедра, что бы убедится в правильности слов полковника.

Для этого прежде всего надо знать фокусное расстояние объектива, в нашем случае это был объектив «Таир-3» с фокусным расстоянием 300 мм. Следующее обязательное условие — надо знать реальное расстояние между двумя элементами на фото, до которых будет определяться дистанция. В нашем случае нам повезло, два кедра стоят на одной линии по отношению к объективу и мы знаем со слов многочисленных туристов, которые там были, что между этими кедрами 6 метров. Далее для расчета используется известная формула d=f*h/H где:

d – расстояние в натуре от кедра до объектива фотоаппарата в метрах

f – фокусное расстояние объектива “Таир-3”, 300 мм или 0,3 метра

h – расстояние между двумя кедрами в натуре, 6 метров

H – расстояние между кедрами на фотографии в ее истинном размере, 0,0373 метра

(пояснение: истинная ширина фото – 625 пиксель или 16,53см, один пиксель=0,00026448м

или 0,265мм, между кедрами на фото 141 пиксель или 3,73см или 0,0373м)

Подставляем полученные значения в формулу d=0,3×6/0,0373= 48 м. Полученный результат в 48 метров почти совпал с 50 метрами полковника, это говорит о том, что полковник довольно точно определил на глаз указанное расстояние. Теперь, когда читатель понял, как определяются расстояния на фотографиях, он на рисунке 2 с большим уважением отнесется к указанному там красными стрелками расстоянию между кедром и настилом в 50 метров. Только надо иметь ввиду, что снимок на рисунке 2 сделан фотоаппаратом «Зорький» с объективом «Индустар-22», у которого фокусное расстояние 51,4мм и расстояние от объектива до кедра 180 метров.

После определения точного расположения настила на местности, для удобства пользования и наглядности это было перенесено на карту. Чтобы большинство читателей могли легко этой информацией воспользоваться она была расположена на яндекс-карте на виде из космоса, см. рисунок 4

Рисунок 4 Расположение настила и кедра на снимке из космоса

Здесь надо уточнить, что в яндекс-карте, как и в Google-карте и на всех современных навигаторах используется система координат WGS84, поэтому приведенные ниже координаты интересующих нас мест даны в этой системе.

Координаты: Кедр – 61,764919 N 59,455039 E

Настил – 61,764934 N 59,454064 E

Устье первого ручья – 61,765452 N 59,453763 E

На тот случай, если по каким-то причинам вдруг выйдет из строя навигатор, на карте показан истинный азимут и расстояние от устья первого ручья до кедра, а также от кедра до настила. Нужно только не забывать, что в районе горы Отортен магнитное склонение восточное и оно составляет 20 градусов, кстати, это очень большое склонение является весьма подозрительной аномалией данной местности.

Для примера, вы стоите в устье первого ручья (к сведению — устье первого ручья не спутаешь с другими ручьями, так как только он, прежде чем соединиться с правым притоком, течет примерно 30 метров параллельно ему буквально в 5 метрах от него, и только после этого впадает в этот четвертый правый приток реки Лозьва), отсюда истинный азимут по карте на кедр 130 градусов.

Вы берете компас, отнимаете 20 градусов и у вас получается 110 градусов магнитного азимута для компаса. Выбираете это направление по компасу и идете по нему 90 метров или 180 шагов и приходите к знаменитому кедру. В шести метров от него строго на юг растет второй кедр, но более молодой. На знаменитом кедре в двух метрах от земли на северо-западной его стороне находится характерный сучок, отличительная черта этого кедра.

Но это не простой сучок. Он точно показывает на место, где лежали головы двух погибших туристов. Поэтому, если у кого из туристов, дошедших до этого кедра, будет немного времени, выделите это место камнями в виде прямоугольника 1,5м х 2м, чтобы последующие за вами туристы не топтали ногами по незнанию это место гибели Дорошенко и Кривонищенко.

После того, как определили место нахождения настила, перейдем к загадочным фактам, связанных с ним. Прежде всего надо сказать о странном снеге, укрывшим этот настил, а точнее как и когда он там появился в таком огромном количестве. Для этого в первую очередь узнаем сколько снега выпало из облаков за октябрь -январь 1958-1959 г.г.

 

Рисунок 5 Первый ручей в феврале 2013 года

Для этого обращаемся за метеорологическими данными за это на сайт http://thermo.karelia.ru/weather/w_history.php?town=ivd&month=10&year=1958 , здесь выбран октябрь 1958 года город Ивдель, другие месяца также представлены там. Поскольку снег выпадает обычно при прохождении циклона, фронт которого растягивается на 1000 км, то при расстоянии по прямой от города Ивдель до кедра в 250 км, можно считать, что там выпало примерно столько же снега.

Итак смотрим октябрь, снег выпадает при минусовой температуре и видим при этом, что выпало 0,4 мм осадков, это эквивалент примерно 5 см снега. Смотрим далее: ноябрь — 18,7 мм или 20 см снега, декабрь — 32,6 мм или 35 см снега, январь — 12,1 или 15 см снега, февраль — 5,7 мм или 10 см снега, март — 4,6 мм или 5 см снега. Итого, к началу февраля, когда к первому ручью пришла группа Дятлова, там в районе тройного дерева высота снежного покрова за счет выпавшего из облаков снега должна была быть примерно 75 см.

Мог ли еще откуда-то попасть снег на первый ручей ? Некоторые отвечают на это так – очень много снега приносит ветер со склона высоты 1079. Глядя на карту видно, что между первым ручьем и склоном высоты 1079 растет лес шириной 300 м, а за ним идет полоса кусов и мелких берез еще на 200 м. Эту информацию подтверждают все туристы, кто там был. Густоту этого леса можно видеть на рисунке 5. Все это прекрасно задерживает снег еще на дальних подступах к первому ручью. Отсюда вывод — в начале февраля 1959 года в районе тройного дерева высота снега была около 75 см. Такую примерную высоту снега в начале февраля подтверждают все, кто там был в это время за последние 60 лет. На рисунке 5 фотография этого ручья в феврале 2013 года, сделанная исследователем данной трагедии Борзенковым В.А.

Но некоторые люди утверждают, что они там были и лично проваливались в снег чуть ли не с головой, предполагая при этом, что глубина снега здесь была больше 2 метров. К сожалению они путают первый ручей с 4-м правым притоком реки Лозьва. Там действительно надувает много снега со склона горы 1079, потому что это единственная водная артерия в том районе, которая прямо выходит на склон горы и поэтому лес не защищает этот приток от ветра со снегом.

И так, в начале февраля группа Дятлова подошла к первому ручью в районе тройного дерева, где высота снежного покрова была не более 75 см, то есть никакого сугроба высотой больше 3 метров там в это время еще не было, и стала там что-то необычное сооружать, использую топоры. Об этом факте говорит полковник Ортюков в выше приведенной радиограмме «… в 50 мтр югозападней кедра на месте рубленого ельника …». Слово «рубленого» всегда связывают с топором. На фотографиях настила, сделанных поисковиком Моховым (здесь они не приведены, чтобы не перегружать статью, но они широко распространены в интернете) при увеличении хорошо видно, что срезы стволов имеют вид, характерный для работы с топором. Раз туристы работали топорами, следовательно все их вещи находились где-то рядом, скорее всего у кедра. Что же соорудили туристы-лыжники на левом берегу первого ручья ?

Полковник это сооружение охарактеризовал как настил площадью 3 кв.м, более подробное описание дал прокурор Темпалов в протоколе от 6 мая, лист 343 УД, дословно « … Настил состоит из 14 пихтовых и 1 березовой вершин на снегу. На настиле обнаружены вещи …». Далее была дана им схема настила, где в левом верхнем углу было указано, что там лежала правая штанина от лыжных брюк черного цвета. В других трех углах были тоже показаны разложенные вещи туристов. Вырисовывается следующая картина — туристы положили прямо на снег, высота которого была в то время не более 75см, рубленные верхушки пихт в виде квадрата, размерами 1,7м х 1,7м и общей площадью 3 кв.м. То, что рубленные пихты положили на неглубокий снег подтверждает полковник в своей радиограмме за этот день, дословно «…При раскопке вещи обнаружены … на поверхности от земли в 30 см тчк …», но 30см от земли было в мае месяце, когда снег уже вовсю таял и сильно просел, а в феврале это было как раз 60-75см снега под настилом. Соорудив настил, туристы по четырем углам этого настила разложили тряпки из разрезанной своей одежды. И вот тут все задают вопрос — для чего это было сделано ?

Нестандартную палатку Дятлова, размером 2м х 4м они не могли поставить на настил, так как он был слишком мал для нее, к тому же четыре кучки из одежды говорят о том, что эти тряпки были предназначены для какой-то другой цели. И тут конечно вспоминается то, что полковник Ортюков в начале мая в первом ручье напротив тройного дерева откопал не только настил, но и неизвестный механизм, см. фото на рис. 2 в статье «Находки Дятлова по АПВЕРГИДу». Поэтому, скорее всего настил делали для того, чтобы положить на него найденный аппарат, очистить его от грязи и снега, приделать к нему что-нибудь для транспортировки на вертолетную площадку. Ближайшее место удобное для посадки вертолета было в 2 км от них на перевале, который носит сейчас имя Дятлова. Для быстроты дела этой очисткой должны были заняться четыре человека одновременно с разных сторон, поэтому и было создано четыре кучки из тряпок.

И вот после того, как в начале февраля 1959 года туристы положили свой настил сверху на снег, глубина которого была не более 75 см, происходит что-то загадочное и через два месяца находят этот же настил в огромном сугробе на глубине уже 2,5 — 3 метра. О высоте снега над настилом сообщил полковник в радиограмме от 5 мая, дословно «При раскопке вещи обнаружены на глубине 2 мтр 30 см от верхней кромки снега и на поверхности от земли в 30 см тчк На месте палатки разбитой группой дятлова обнаружены ножня от кинжала длиной 18 см выполнена из текстолита и одна ложка предполагается что ножня принадлежит колеватых тчк …».

Многих читателей, кроме высоты снега над настилом, наверно еще заинтересует в этой майской информации неожиданное упоминание о палатке. Чуть ниже будет об этом сказано более подробно, а здесь надо только сказать, что после обнаружения черных брюк без правой штанины, все поисковики во главе с полковником в этот день откапывали настил и естественно не ходили за 1,5км на место установки нестандартной палатки Дятлова, которую официально обнаружили 26 февраля на горе 1079. Поэтому ножны и ложку они нашли недалеко от настила. Более точную информацию по настилу и палатке дает прокурор Темпалов в своем протоколе от 6 мая, лист 343 УД, дословно «… Вверх по течению в шести метрах (от тела Дубининой — от автора) по следам лапника обнаружен настил на глубине от 3-х до 2,5 метров от настила 15 метров в сторону кедра там же под снегом на месте обнаружения палатки группы Дятлова найдены эбонитовые клепанные ножны для ножа и столовая ложка из белого металла …».

То есть прокурор здесь подтверждает, что в начале мая над настилом, сооруженным туристами, был огромный сугроб высотой около 3-х метров, естественно предположить, что в феврале высота снега над настилом была еще больше, не менее 4 метров. Там же Темпалов четко указывает, что палатка Дятлова стояла в 15 метрах от настила в сторону кедра. Поскольку данная статья про настил, то подробная информация об указанной палатке дана в статье «В группе Дятлова их было 12 по АПВЕРГИДу».

И вот из-за появления этого загадочного сугроба над настилом возникли сразу два вопроса — что или кто создал этот сугроб и когда это произошло ? Что бы лучше осознать, что это за снежное образование укрыло настил, подсчитаем примерный объем этого сугроба, в этом нам поможет фото на рисунке 1. Зная из текстовых документов высоту сугроба в районе тройного дерева, а так же учитывая геодезические данные профиля оврага, на дне которого течет первый ручей в этом месте, можно определить площадь поперечного сечения сугроба. В мае месяце она была около 10 м.кв.

Конечно в феврале месяце сугроб был выше, так как снег еще не таял. Но здесь мы подсчитаем минимальный объем снега в аномальном сугробе, хотя будем знать, что на самом деле снега было еще больше. Длину сугроба определяем по той же фотографии на рисунке 1 и текстовой информации. Мы видим, что сугроб начинается в 4 метрах ниже по течению от ямы, где нашли тело Дубининой, еще 6 метров разделяют эту яму и яму с настилом, сама яма с настилом примерно 5 метров и за ней, как минимум еще на 15 метров виден этот сугроб. Итого: длина сугроба в этом месте примерно 30 метров, а объем равен 10м х 30м = 300 м.куб., для сравнения — это пять ж.д. вагонов. Что или кто мог принести сюда столько снега ?

Поскольку в начале февраля, такого сугроба над настилом еще не было, то было предположение, что столько снега выпало из облаков в феврале. Смотри метеоданные за февраль 1959 года и видим, что снега тогда выпало всего 10 см, это явно не хватает для сугроба. Вторая версия — намело с горы 1079. Но мы уже рассмотрели, что за ноябрь, декабрь и январь не намело, то за один месяц февраль тем более не наметет, к тому же и снега то практически не было в это время. Итак однозначный вывод — природа к созданию огромного сугроба над настилом не имела никакого отношения.

И вот тут появляется версия, что этот сугроб навалили люди. Но что бы собрать такое количество снега надо, к примеру, снять снежный слой толщиной 0,5м на площади 600 м.кв., а это, как известно, площадь знаменитых шести соток на даче. Ну и понятно, что один человек не сможет перетаскать столько снега. Если предположить, что один работник может за день перетаскать с помощью лопаты (понятно , что руками или лыжами это сделать вообще невозможно, хотя и принести лопаты в лес за сто километров от ближайшего жилья тоже выглядит на грани фантастики) один ж.д. вагон снега, то всего для создания такого сугроба понадобится бригада из пяти человек.

Тут же надо заметить, что эти минимум пять человек ходили бы с лопатами полного снега по тропинкам не одну сотню раз туда и обратно. Эти тропинки они бы так утоптали, что даже если бы они их замаскировали в конце своей работы, то весной эти уплотнения появились бы во всей своей красе. Но тут можно сразу сказать, что весной никто таких тропинок возле настила не видел. А собирая 300 кубов снега с близлежащих полянок, эта бригада так бы оголила большую площадь недалеко от кедра, что в конце февраля 1959 года это обязательно было бы замечено поисковиками. Но они ничего подозрительного не заметили, хотя десятки раз проходили по этому сугробу в районе настила. Отсюда вывод — люди не создавали этот сугроб.

Действительно, весьма сомнительно, что бы люди занимались в феврале такой трудоемкой деятельностью, особенно бессмысленно выглядит в этих условиях закапывание настила на глубину больше 2,5 метров, проще раскидать по лесу срубленные пихты и тряпки, если у кого-то была цель спрятать настил. Если природа и люди не создавали этот аномальный по величине сугроб над настилом, то что еще можно рассмотреть в данной ситуации?

Вот тут придется вспомнить что в районе кедра рядом с Дятловым в начале февраля 1959 года находился профессиональный радист, который постоянно поддерживал радиосвязь с большой землей. Потеря связи с ним (радист внезапно погиб во время радиопередачи, не успев даже снять с головы наушники — см. фото на рисунке 7 в статье «В группе Дятлова их было 12 по АПВЕРГИДу») сразу вызвало вылет вертолета со спасателями на борту.

Поскольку радист перед внезапной потерей связи успел передать свои координаты, то спасатели уже через несколько часов были в том районе и возле кедра обнаружили тела только пятерых туристов, включая Дятлова, а так же все их вещи. Оставшихся четверых туристов и своего радиста с его двумя товарищами они не нашли, так как именно за эти несколько часов над настилом и этими людьми в районе тройного дерева образовался зловещий в своей четырех метровой высоте снежный сугроб. И вполне естественно людей, которые таскали там снег для сугроба с помощью лопат, они не обнаружили, таких там просто не было.

Поскольку мы убедились, что природа и люди с нашей Земли не могли укрыть настил такой массой снега за столь короткое время, остается только один подозреваемый в проведении такой невероятной операции – это аппарат неизвестный конструкции и туманного происхождения, который полковник Ортюков откопал из огромного сугроба 6 мая 1959 года, упаковал в черную пленку и лично вынес на своих руках мимо молча стоящих прокуроров Иванова и Темпалова. Как этот аппарат накидал поверх настила столько снега пока остается загадкой для всех исследователей аварии группы Дятлова, кроме естественно тех, кто сейчас может лицезреть на эту ценную находку образца 1959 года в одной закрытой научной организации.

P.S. Авария группы Дятлова не туристическая, а техногенная. Такое иногда случается при работе с новыми или неизвестными для человечества механизмами. Если не было очевидной халатности при этом, то в заключении таких расследований всегда пишут стандартную фразу « …причиной гибели людей явилась стихийная сила, преодолеть которую они были не в состоянии.»

Автор: АПВЕРГИД (АПпаратная ВЕРсия ГИбели Дятловцев) 15.03.2021.


Редакция не несёт ответственности за содержание предоставленного материала. Мнение авторов публикаций в разделе “Авторский материал” не обязательно отражает точку зрения редакции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Смотрите также по теме:
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: