Астрономия и космос

Космическая линза обнаружила самую слабую радиогалактику

Радиотелескопы - это самые чувствительные радиоприемники в мире, способные обнаруживать чрезвычайно слабые пучки радиоизлучения

Радиотелескопы — это самые чувствительные радиоприемники в мире, способные обнаруживать чрезвычайно слабые пучки радиоизлучения, исходящие от объектов в самых отдаленных уголках Вселенной.

Недавно группа астрономов использовала Очень большой массив Карла Г. Янского Национального научного фонда (VLA), чтобы воспользоваться помощью природы для обнаружения далекой галактики, которая, вероятно, является самым слабым радиоизлучающим объектом из всех найденных.

Открытие было частью исследования VLA Frontier Fields Legacy Survey, возглавляемого астрономом NRAO Эриком Мерфи, которое использовало отдаленные скопления галактик в качестве естественных линз для изучения объектов, которые находятся еще дальше. Скопления служили гравитационными линзами, используя гравитационное притяжение галактик в скоплениях, чтобы искривлять и увеличивать свет и радиоволны, исходящие от более удаленных объектов.

На композитном радиоизображение VLA накладывается на изображение видимого света с космического телескопа Хаббл. Видные красно-оранжевые объекты — это радиореликты — большие структуры, возможно, вызванные ударными волнами внутри скопления галактик переднего плана, называемого MACSJ0717.5+3745, которое находится более чем в 5 миллиардах световых лет от Земли.

Детальные наблюдения VLA показали, что многие галактики на этом изображении излучают радиоволны в дополнение к видимому свету. Данные VLA показали, что одна из этих галактик, показанная на снимке, находится на расстоянии более 8 миллиардов световых лет. Ее световые и радиоволны были искривлены гравитационно-линзирующим эффектом промежуточного скопления.

По словам астрономов, радиоизображение этой далекой галактики, получившее название VLAHFF-J071736.66+374506.4, было увеличено гравитационной линзой более чем в 6 раз. Именно это увеличение позволило VLA обнаружить его.

«Это, вероятно, самый слабый радиоизлучающий объект, когда-либо обнаруженный», — сказал Ян Хейвуд из Оксфордского университета в Великобритании. «Именно поэтому мы хотим использовать эти скопления галактик в качестве мощных космических линз, чтобы узнать больше об объектах за ними.»

«Увеличение, обеспечиваемое гравитационной линзой, в сочетании с чрезвычайно чувствительной визуализацией VLA, дало нам беспрецедентный взгляд на структуру галактики в 300 раз менее массивной, чем наш Млечный Путь, в то время, когда Вселенная была меньше половины своего нынешнего возраста. Это дает нам ценную информацию о звездообразовании в таких маломассивных галактиках в то время и о том, как они в конечном итоге собирались в более массивные галактики», — говорят астрономы.