Медицина и здоровьеМикробиология

Микробы в кишечнике снижают побочные эффекты лекарств от рака

Одним из наиболее интересных недавних открытий в исследованиях микробиома стало растущее понимание того, как кишечные бактерии влияют на эффективность определенных лекарств.

Новое убедительное доказательство концепции, исследование, проведенное учеными из Northwestern University, продемонстрировало, как определенные типы защитных кишечных бактерий могут помочь свести на нет разрушительные побочные эффекты токсичных химиотерапевтических препаратов на другие полезные бактерии. Исследование открывает перспективу появления в будущем пробиотиков, предназначенных для улучшения здоровья кишечника у онкологических больных.

Исследования показали, что некоторые виды кишечных бактерий могут усиливать благотворное влияние лечения рака, в то время как другие типы могут резко увеличивать токсичность химиотерапии.

Новое исследование было вдохновлено процессом, называемым биоремедиация, при котором микробы привлекаются для очистки окружающей среды. Эрика Хартманн, старший автор нового исследования, говорит, что предыдущие работы выявили определенные бактерии, которые могут разлагать токсины из противораковых препаратов.

«Мы задавались вопросом, могут ли эти бактерии, расщепляя лекарства, защитить окружающие их микробы», — говорит Эрика Хартманн. «Наше исследование показывает, что ответ — «да». Если некоторые бактерии могут расщеплять токсины достаточно быстро, это обеспечивает защитный эффект для микробного сообщества».

В лабораторных условиях исследователи создали симулированный микробиом кишечника, который включал несколько штаммов бактерий, которые, как известно, расщепляют химиотерапевтический препарат доксорубицин, наряду с другими штаммами, которые, как известно, чувствительны к токсическим эффектам препарата.

После воздействия доксорубицина на это «искусственное кишечное сообщество» исследователи обнаружили, что защитные бактерии способствовали разложению препарата, сохраняя популяции бактерий, наиболее чувствительных к действию препарата.

Это означает, что можно было бы уменьшить некоторые из наиболее токсичных побочных эффектов химиотерапии, убедившись, что некоторые из этих защитных бактериальных штаммов присутствуют до лечения. Это может помочь сохранить разнообразие микробиома кишечника, что особенно важно для маленьких пациентов.

«Микробы в кишечнике помогают переваривать пищу и сохранять здоровье», — говорит Эрика Хартманн. «Гибель этих микробов особенно вредна для детей, потому что есть некоторые свидетельства того, что нарушение микробиома кишечника в раннем возрасте может привести к потенциальным заболеваниям в более позднем возрасте».

Исследователи отмечают, что мы все еще далеки от того, чтобы превратить эти предварительные открытия в клинические методы лечения. Один вопрос без ответа, поднятый этим исследованием, например, заключается в том, снижают ли защитные метаболиты, продуцируемые этими бактериальными штаммами, общую эффективность химиотерапевтического препарата.

Ранние гипотезы предполагают, что введенный внутривенно доксорубицин быстро оказывает свое противоопухолевое действие, прежде чем в конечном итоге накапливается в кишечнике, поэтому этот вид пробиотического дополнения не должен препятствовать химиотерапии. Но для изучения этих вопросов, прежде чем появится клиническое лечение, потребуется дополнительная работа.

«Есть несколько возможных приложений, которые могут помочь больным раком, особенно детям, не испытывать таких серьезных побочных эффектов», — добавляет Эрика Хартманн. «Но мы все еще далеки от того, чтобы воплотить это в жизнь».

Новое исследование было опубликовано в журнале mSphere.