БиологияНовости науки и техникиПалеонтология

Ученым удалось отследить передвижения отдельного мамонта на протяжении всей его жизни

История жизни одного мамонта прослежена от рождения до смерти, неделя за неделей

Ученые смогли отследить всю жизнь мамонта, который жил более 17000 лет назад, вплоть до каждой недели. Изучая изотопы в различных частях его бивня, команда исследователей выяснила, где он находился в любой момент своей 28-летней жизни.

В эпоху плейстоцена мамонты были широко распространены по всему миру. Но как далеко мог бы пройти отдельный мамонт за свою жизнь? Новое исследование, проведенное учеными из Университета Аляски, дало удивительно подробный ответ на этот вопрос.

Для этого исследователи внимательно изучили бивень мамонта длиной 1,8 м, возраст которого составляет около 17 100 лет. Клыки мамонта растут за счет добавления слоев ткани почти ежедневно, образуя кольца, похожие на кольца деревьев, которые могут раскрыть подробную информацию.

Таким образом, ученые разделили бивень пополам, а затем собрали данные из 400 000 различных точек по его длине.

Главное, что проанализировали исследователи, — это изотопы кислорода и стронция, которые могут действовать почти как древний GPS. Разные регионы имеют разные изотопные сигнатуры, которые начинаются с минералов глубоко под землей и попадают на поверхность, в растения и воду, а затем в животных, которые потребляют эти растения и воду.

Предыдущие исследования позволили создать изотопную карту Аляски путем анализа изотопов в зубах сотен мелких грызунов, которые не путешествуют далеко в своей жизни и поэтому представляют собой «карту местности». Затем исследователи сравнили изотопные сигналы от каждой части бивня мамонта с этой картой, чтобы получить представление о том, где мамонт, скорее всего, бродил на протяжении всей своей жизни.

Чтобы собрать воедино жизнь мамонта, они начали с конца. Именно здесь есть наиболее четкое представление того, где он находился, поскольку его останки были найдены на севере Аляски. Затем ученые изучили изотопную сигнатуру того места, где находился мамонт примерно за неделю до смерти, а затем просмотрели карту в поисках лучшего совпадения в соседнем регионе.

Затем пространственная модель пошагово работала в обратном направлении, чтобы определить наиболее вероятные маршруты, по которым мог бы пройти мамонт, с учетом расстояния и географических барьеров, таких как горы. Генетические исследования, показавшие, что это был самец, доживший до 28 лет, также помогли добавить контекст в его историю жизни.

Отсюда и возникла интригующая история. Мамонт, кажется, провел свои первые годы в бассейне реки Юкон и в глубине Аляски, путешествуя туда и обратно между несколькими территориями по предсказуемой схеме. Ученые говорят, что это поведение, похоже, мигрирующее, как у современных слонов, и предполагает, что мамонты  жили стадами.

«Неясно, был ли это сезонный мигрант, но он затронул некоторые серьезные вопросы», — говорит Мэтью Вуллер, старший автор исследования. «В какой-то момент своей жизни он посетил многие районы Аляски, что довольно удивительно, если подумать, насколько велика эта территория».

Но все кардинально изменилось примерно к 15 годам. В структуре изотопов произошел внезапный сдвиг, который указывает на то, что он путешествовал более хаотично, что может означать, что он достиг совершеннолетия и покинул стадо — еще одно сходство с современными слонами. Так продолжалось около десяти лет.

В последние несколько лет своей жизни мамонт почти все время проводил на небольшой территории у северного побережья Аляски. К сожалению, изотопный состав, записанный в основании бивня, то есть самый последний, был выше по содержанию азота, что является признаком голода у млекопитающих. Ученые пришли к выводу, что это было наиболее вероятным предзнаменование смерти.

Исследователи говорят, что помимо интригующего взгляда на жизнь древнего животного в таких деталях, некоторые из данных могут иметь приложения в будущем.

«В Арктике сейчас происходит много изменений, и мы можем использовать прошлое, чтобы увидеть, как будущее может повлиять на виды сегодня и в будущем», — говорит Мэтью Вуллер. «Попытка раскрыть эту детективную историю — пример того, как наша планета и экосистемы реагируют на изменение окружающей среды».

Исследование было опубликовано в журнале Science.