ГеологияКлиматПалеонтология

Извержения вулканов в триасовом периоде помогли динозаврам захватить Землю

Карнийский этап (длился от 237 до 227 миллионов лет назад) триасового периода - один из самых значимых временных интервалов за последние 250 миллионов лет

Карнийский этап (длился от 237 до 227 миллионов лет назад) триасового периода — один из самых значимых временных интервалов за последние 250 миллионов лет. За два миллиона лет мировая биота претерпела серьезные изменения, и динозавры стали доминирующей группой на планете. Эти события совпадают с замечательным периодом интенсивных дождей, известным как Карнийский Плювиальный Эпизод (CPE). Новое исследование, проведенное Бирмингемским университетом, показывает, что CPE можно разделить на четыре отдельных события, каждое из которых вызвано дискретным импульсом интенсивного вулканизма, связанного с огромным выбросом углекислого газа в атмосферу.

«В интервале CPE (от 234 до 232 миллионов лет назад) наблюдалось резкое повышение глобальной влажности и температуры, что было связано с крупномасштабным вулканизмом в большой вулканической провинции Врангелия*, остатки которой сохранились в западной части Северной Америки», сказал профессор Бирмингемского университета Джейсон Хилтон и его коллеги.

Климатические изменения совпадают с крупным биологическим круговоротом на суше, который включал восхождение динозавров и происхождение современных хвойных деревьев. Однако связать разрозненные причины и следствия CPE еще не удавалось из-за отсутствия подробной наземной записи этих событий.

В новом исследовании ученые проанализировали записи отложений и ископаемых растений из озера в бассейне Цзиюань на севере Китая, сопоставив импульсы вулканической активности со значительными изменениями окружающей среды, включая «мега-муссонный» климат CPE.

Они использовали уран-свинцово-цирконовое датирование, хемостратиграфию с высоким разрешением, палинологические и седиментологические данные, чтобы сопоставить земные условия в регионе с синхронной крупномасштабной вулканической активностью в Северной Америке.

Их результаты выявили четыре отдельных эпизода вулканической активности в течение этого интервала, наиболее вероятным источником которых были крупные извержения вулканов из большой вулканической провинции Врангелия.

Каждый эпизод совпал с большим нарушением глобального углеродного цикла, крупными климатическими изменениями в сторону более влажных условий, а также углублением озер с соответствующим уменьшением количества кислорода и животного мира.

Геологические события за аналогичный период времени в Центральной Европе, Восточной Гренландии, Марокко, Северной Америке и Аргентине указывают на то, что увеличение количества осадков привело к повсеместному расширению водосборных бассейнов, сливающихся в озера или болота, а не в реки или океаны.

«Наши результаты показывают, что крупные извержения вулканов могут происходить множественными дискретными импульсами, демонстрируя их мощную способность изменять глобальный углеродный цикл, вызывать климатические и гидрологические нарушения и управлять эволюционными процессами», — говорят исследователи.

Результаты были опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.

*Врангелия (названная в честь гор Врангеля , Аляска) — большая магматическая провинция в Северной Америке. Этот регион образует полосу протяженностью 2300 км, граничащую с Тихим океаном, от центральной Аляски , к западу от Юкона , до южного побережья Британской Колумбии в Канаде (до острова Ванкувер).